(лат. illusio – насмешка, обман) искаженное восприятие действительности, основанное на обмане чувств, принятие кажущегося, мнимого за действительное. Ложное восприятие, связанное с нарушением интерпретации стимулов, исходящих от какого-либо объекта.
— совокупность врожденных компонент поведения и психики животных и человека. Со-гласно Фрейду, представляет собой психические проявления врожденных телесных состояний возбуждения, выражающиеся в форме желаний.
(от лат. intellectus — разумение, понимание, постижение) — умственные способности человека; ум.
эмоционально-положительная реакция на лицо взрослого человека, включающая следующие компоненты: зрительное и слуховое сосредоточение; улыбка; голосовые реакции в форме гуканья и гуления; протягивание ручек и ножек к взрослому и др. К.о. – первая поведенческая реакция ребенка, проявление специфически человеческой потребности – потребности в другом человеке, критерий окончания кризиса новорожденности. В норме К.о. появляется к середине третьего месяца жизни ребенка.
(от лат. confliktus — столкновение) — столкновение разно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме.
психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, мнений, мотивов, потребностей одного человека; трудно разрешимое внутреннее противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.
от позднелат. conformis – подобный, сообразный) приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.
(лат. creative – творческий, лат. creatio – создание) термин Дж. Гилфорда – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
переходный возраст в психическом развитии ребенка, в течение которого происходит целостное изменение личности ребенка; возникает при смене стабильных возрастов; характеризуется отмиранием прежних форм взаимодействия с окружающими и формированием новой социальной ситуации развития. К. – норма развития.
система социально-психологических явлений, связанных с выходом человека в лидеры и его отношением с членами группы.