отсутствие условий для удовлетворения потребностей организма.
отрасль психологии, изучающая содержание развития ребенка в каждом психологическом возрасте, закономерности перехода от одного психологического возраста к другому и движущие причины, от которых зависит этот процесс. На основе детской психологии в настоящее время возникают новые отрасли психологии – детская дифференциальная психология, социальная психология детства, нейропсихология нормального развития ребенка.
этап онтогенетического развития индивида от рождения до полной социальной и психологической зрелости. Границы и содержание Д. исторически изменчивы и зависят от уровня социально-экономического развития общества.
(от лат. dominans – господствующий) (психол.) основная направленность интересов в подростковом возрасте. Четыре доминанты подросткового возраста: "эгоцентрическая Д." – интерес к собственной личности; "Д. дали" – дальние перспективы субъективно более значимы, чем текущие; "Д. усилия" – интерес к преодолению, сопротивлению, волевым напряжениям; "Д. романтики" – интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму.
этап психического развития от 3 до 6–7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет). В рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким–то правилом или образцом.
неосознаваемые психические процессы, направленные на поддержание у человека высокой самооценки и создание внутреннего психологического комфорта, на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с
осознанием конфликта. Свойственна всем людям и считается нормальным явлением здоровой психики, если не становится избыточной и болезненно заостренной.
детская игра с окружающими предметами, в которой ребенок учится использовать их по прямому назначению.
игра, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной, символической форме.
игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т.п.
игровые программы для персональных компьютеров, имеющие обучающий и развивающий характер. Представленные в нескольких видах (абстрактно-логические, сюжетные, ролевые), компьютерные игры расширяют кругозор учащихся, стимулируют их познавательный интерес, формируют различные умения и навыки (игровые тренажеры), способствуют психофизическому развитию. Однако излишнее увлечение играми может нанести вред ребенку.