Сайты для родителей Психологический словарь (Авторы-составители: В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общей ред. Ю.Л. Неймера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 640с.) Юридический справочник

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Д

  • Дезадаптация

    психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации. Различают (в зависимости от природы, характера и степени проявления) патогенную, психическую, социальную Д. детей и подростков.

  • Депривация

    отсутствие условий для удовлетворения потребностей организма.

  • Детская психология

    отрасль психологии, изучающая содержание развития ребенка в каждом психологическом возрасте, закономерности перехода от одного психологического возраста к другому и движущие причины, от которых зависит этот процесс. На основе детской психологии в настоящее время возникают новые отрасли психологии – детская дифференциальная психология, социальная психология детства, нейропсихология нормального развития ребенка.

  • Детство

    этап онтогенетического развития индивида от рождения до полной социальной и психологической зрелости. Границы и содержание Д. исторически изменчивы и зависят от уровня социально-экономического развития общества.

  • Доминанта подросткового возраста

    (от лат. dominans – господствующий) (психол.) основная направленность интересов в подростковом возрасте. Четыре доминанты подросткового возраста: "эгоцентрическая Д." – интерес к собственной личности; "Д. дали" – дальние перспективы субъективно более значимы, чем текущие; "Д. усилия" – интерес к преодолению, сопротивлению, волевым напряжениям; "Д. романтики" – интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму.

  • Дошкольный возраст

    этап психического развития от 3 до 6–7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет). В рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким–то правилом или образцом.