Сайты для родителей Психологический словарь (Авторы-составители: В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общей ред. Ю.Л. Неймера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 640с.) Юридический справочник

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Т

  • Тинейджер

    (англ. teenager от teen – суффикс числительных от 13 до 19 и age – возраст) подросток – юноша или девушка – в переходном возрасте (от 13 до 19 лет).

  • Толерантность

    — отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне — в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей

  • Тренинг перцептивный

    — вид тренинга социально-психологического, направленный на развитие способности адекватного и полного познания себя, других людей и отношений, складывающихся в ходе общения. Получаемые в нем новые сведения побуждают человека к переосмыслению сложившихся предоставлений о себе и о других людях, в конечном счете побуждают к самосовершенствованию. В ходе занятий участники Т. п. получают информацию:

    1) о том, как они выглядят в глазах других людей ;

     2) о том, как их действия и поступки воспринимаются другими. Такой обмен впечатлениями происходит в дискуссиях групповых, организуемых и направляемых ведущим занятия психологом. В тренинге широко используют" упражнения психогимнастические" и приемы психодрамы.

  • Тренинг социально-психологический

    — область психолгии практической, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Базовые методы Т. с.-п. — дискуссия групповая и игра ролевая в различных модификациях и сочетаниях. Численность группы — обычно от 7 до 15 человек; продолжительность общего цикла занятий — о нескольких дней до месяцев. Встречи участников могут быть ежедневными или более редкими (один-три раза в неделю). Продолжительность отдельной встречи — от полутора до трех и более часов. Возможны т. н. группы-марафоны проводимые/за два—три дня безперывной работы.

    Общая цель Т. с.-п. конкретизируется в следующих задачах:

    1) обладение психологическими знаниями;

    2) формирование умений и навыков в сфере общения;

    3) коррекция, формирование и развитие установок, нужных для успешного упрощения;

    4) развитие способности адекватного и полного Познани себя и других людей;

    5) коррекция и развитие системы отношений личности.

    Основной контингент участников составляют представители профессий, чья деятельность предполагает интенсивное общение (см. Тренинг общения делового), а также люди, испытывающие трудности в сфере человеческих контактов (см. Тренинг перцептивный). В группе Т. с.-п. особый акцент делается на создании климата доверия, позволяющего реализовать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность открытой связи обратной. В результате участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, что является необходимой предпосылкой и составляющей развития компетентности в общении. Создание климата доверия существенно определяется особой формой проведения занятий, когда ведущий не является преподавателем в традиционном смысле. Его позиция ролевая направлена не на про¬тивопоставление себя группе, а на интеграцию С ней: он выступает одним из участников работы групповой, хотя и задает на первых этапах групповые нормы и модели поведения. Для достижения целей тренинга ведущему нужно создать условия для формирования группы высокого уровня развития. Здесь он опирается на ряд принципов в орга¬низации занятий:

    1) принцип активности участников — в ходе занятий члены группы постоянно вовлекаются в различные действия: обсуждение и проигрывание ситуаций ролевых, предложенных самими участниками; наблюдение по заданным критериям за поведением участников игр ролевых; выполнение специальных устных и письменных упражнений, и пр.;

    2) принцип позиции исследовательской —в ходе работы в группах тренинга создаются такие ситуации, когда участникам нужно самим найти решение проблемы, самостоятельно сформулировать уже известные психологии закономерности взаимодействия и общения людей;

    3) принцип объективации поведения — в начале занятий поведение участников группы переводится с импульсивного на объективированный уровень и поддерживается на этом уровне; важное средство объективации поведения, используемое во всех видах тренинга, — это особым образом организованная связь обратная, эффективность которой су¬щественно повышается при использовании видеозаписи;

    4) принцип общения партнерского — предполагает признание ценности другой личности, ее мнений, интересов, а также принятие решения с максимально возможным учетом интересов всех участников общения (а не достижение одной из сторон своих целей за счет интересов другой).

  • Тренировка аутогенная

    — метод самовнушения, разработанный немецким психологом И. Шульцем в 1932 г. Применяется и как психотерапевтический метод лечения . Предполагает обучение клиентов мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления и умению контролировать непроизвольную умственную активность с целью аффективации значимой деятельности: сперва самовнушением достигается релаксация, а затем в атом состоянии проводится основное самовнушение, направленное на те или иные органы или функции организма.

     Выделяются две ступени Т. а.:

    1) обучение релаксации, создание ощущений тяжести, тепла, холода, что свидетельствует об управлении вегетативными функциями;

    2) создание гипнотических состояний различного уровня.

  • Тренировка уверенности в себе (Assertiveness trainig)

    — методика бихевиоральной терапии, используемая, чтобы помочь клиенту стать более успешным в ситуациях межличностного общения.

  • Третий страдающий

    — обозначение одного из типов любовного выбора у мужчин, суть которого — в том, что субъект указанного типа никогда не выбирает объектом любви свободную женщину, но только такую, на которую может доказать права другой мужчина.

  • Три источника страданий людей

    - в учении Фрейда основными источниками страданий людей считаются:

    1. Превосходящие силы природы.

    2. Бренность человеческого тела.

    3. Недостатки институций, регулирующих взаимоотношения людей друг с другом, в семье, в государстве и в обществе.

  • Три категории сна

    — по отношению к выполнению желаний Фрейд различал:

    1) сны, представляющие в незамаскированном виде такие желания, которые спящий не старался подавить в себе, — это детский тип сновидений, редко встречающийся у взрослых;

    2) замаскированные изображения подавленных желаний; сюда относится большинство наших сновидений;

    3) сны, в которых то или иное подавленное желание выступает совершенно открыто или же только в слегка замаскированном виде.

  • Три категории сновидения

    - по отношению скрытого содержания сна к его явному содержанию Фрейд различал три категории сновидений:

    1) сновидения вполне осмысленные-понятные, т. е. допускающие без дальнейших затруднений объяснение их с точки зрения нашей нормальной душевной жизни;

     2) сновидения, которые, будучи связанными и ясными по смыслу, все-таки кажутся нам странными, потому что мы не можем связать их смысл с нашей душевной жизнью;

    3) сновидения, лишенные смысла и непонятные, т. е. сновидения, представляющиеся нам бессвязными, спутанными и бессмысленными. Аналогичная классификация имеется и в др. работе 3. Фрейда, где он указывал, что «значительное большинство наших сновидений, принадлежит к последней категории».