Сайты для родителей Психологический словарь (Авторы-составители: В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общей ред. Ю.Л. Неймера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 640с.) Юридический справочник

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

У

  • Умственно-ментальные действия

    - полиобразные действия субъекта, которые он генерирует, репродуцирует и выполняет в имманентных структурах и моделях собственного сознания плюс подсознания с учетом экстерофеноменов, интростимулов, программ, целей и задач, которые сам индивид ставит перед собой в процессе собственной активности.

    Сами по себе У.м. д. могут иметь дифференциально-мультимодифицированную интенциональность, естественно отличаться от речевых и физических действий, а в базально-социальном и онтологическо-индивидуальном порядке У.м. д. спроецированы на реализацию и решение креативногностическо-ментальных задач, а также мнемоническо-технических и чувственно-эмотивных целей и задач.

  • Универсальный невроз

    — общий («коллективный») невроз, обладающий разнообразными функциями. В качестве универсального невроза 3. Фрейд утверждал религию, которая значительно защищает верующих от опасности персонального невроза. 3. Фрейд и Т. Рейк подробно проанализировали и установили сходство между религией и навязчивым неврозом (неврозом навязчивости).

  • Управленческое мастерство

    состоит в искусном создании внешних и внутренних условий, способствующих эффективной деятельности руководимых.

    У. м. основывается на системе знаний, навыков, умений и профессионально важных качеств.

  • Уровень притязаний

    — характеризует:

    1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий, — цель идеальную;

     2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, — уровень притязаний в данный момент;

    3) желаемый уровень само¬оценки личности — уровень Я.

     Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций:

    1) повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех;

     2) снизить их, чтобы избежать неудачи.

    Люди, имеющие реалистичный У. п., отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным, завышенным или заниженным притязаниям.

  • Уровень субъективного контроля

    — индивидуальная особенность контроля над разнообразными жизненными ситуациями. У. с. к., обладая известной инвариантностью у данной личности, все же может изменяться в зависимости от того, представляется ли ей ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т. д.

    У. с. к. связан с осознанием и оценкой собственных действий, с чувством достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, саморегуляцией, самостоятельностью и зрелостью личности.

    Люди с низким У. с. к. характеризуют себя как эгоистичные, зависимые, нерешительные, неискренние, несамостоятельные, раздражительные. Люди с высоким У. с. к. «Считают себя, наоборот, добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми.

  • Условный рефлекс (по И. Павлову)

    это условно-временная корреляция-связь, которая генерирует¬ся и репродуцируется путем сочетания условного и безусловного раздражителей. У. р. генерируется, осуществляется и продуцируется высшими кортикальными отделами мозга и базируется на временно-фазовых коггеренциях, которые конституируются и образуются между определенными нервными структурами и моделями в эмпирическо-индивидуальном опыте животных или же ин¬ивидов. Базально-кардинальная кондиция-условие конституирование У. р. — это совпадение во времени, причем и однократное и многократное, индифферентного раздражителя с безусловным раздражителем, когда сам индифферентный раздражитель несколько опережает безусловный, а в результате индифферентный раздражитель и начинает вызывать ответную реерсреакцию, которую он ранее не вызывал, к примеру, если сочетать и конвергенцировать сигнал звонка или же вспышку лампы с кормлением животного, то он и будет вызывать пищевую реакцию в фор¬ме слюноотделения, поворотов головы, интенции и устремленности животного в сторону кормушки, где находится пища, которую ранее без такого сочетания никогда бы не вызывал (И. Павлов). Кардинально-ситуативно-временная черта У. р. — это временная модальность, а если базальные условия выработки У. р. Перестают соблюдаться и условный раздражитель не подкрепляется безусловным агентом-раздражителем, то временная связь-корреляция релаксируется и тормозится, а сам условный рефлекс деструкторуется, гаснет и исчезает. Такое торможение-релаксация, согласно концепции Павлова, относится к имманентно-услов¬ному торможению, а кардинальная детерминанта имманентной релак¬сации-торможения — это неподкрепление условных раздражителей или же их отдельных ингредиентов; дифференцируют такие виды имманентного торможения-релакации: угасательное, которое генерируется, вырабатывается и репродуцируется при однократном или же многократном неподкреплении условного раздражителя-агента. Условное, которое возникает и продуцируется, когда ранее выработанный и продолжительный условный сигнал-агент перестал получать подкрепление в корреляции-конвергенции с каким-либо новационным сигналом-агентом, этот феномен называют условным тормозом. Дифференцированное — при непод-креплении одного из раздражителей-агентов и продолжающемся подкреплении другого раздражителя. В современную эпоху исследовано, открыто и изучено весьма значительное количество У. р. и ученые нейрофизиологи, психофизиологии продолжают плодотворное исследование оригинально-специфических феноменов, связанных с условными рефлексами.

  • Условный стимул (Condi¬tioned stimulus)

    — ранее нейтральный стимул, который приобретает способность вызывать специфические реакции путем многократного связывания с другим стимулом, способным вызывать такие реакции.

  • Установка

    — готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то У. - к периоду, что ему предшествует. У. имеет весьма важное функциональное значение: это состояние готовности позволяет эффективнее выполнить соответствующее действие. Но иногда механизмы установки могут ввести в заблуждение. Именно «ошибки установки», проявляющиеся в ошибочных действиях, восприятиях или оценках, относятся к ее самым выразительным проявлениям. Это понятие занимает очень важное место — видимо потому, что явления установки пронизывают практически все сферы психической жизни.

  • Утилитаризм

    — узкий практицизм, делячество, стремление извлекать из всего только непосредственную материальную или другую выгоду. В более широком смысле — это принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.

  • Учреждения дополнительного образования

    образовательные учреждения, реализующие дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства. К ним относятся учреждения повышения квалификации, курсы, Центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и т. п.