оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди людей. С. бывает актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время), ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни), идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе), рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди).
— как высший уровень развития сознания — основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образ и отношение неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самоусовершенствованию. И одна из высших форм работы С. — попытки найти смысл собственной деятельности, что нередко вырастает в поиск смысла жизни.
— субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характерный высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Он стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции — преимущественно положительные — быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро переживаются неудачи.
Согласно И.П. Павлову, у сангвиника возбудительный и тормозной процессы достаточно сильны, уравновешены, подвижны. При неблагоприятных условиях и при отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность.
— излишняя чувствительность, проявляющаяся в словах, поступках.
— злобно-насмешливый, язвительный, например, сардонический смех.
— область психотерапии, которая предполагает изучение семейных отношений и воздействие на них с целью профилактики и лечения нервно-психических отклонений и расстройств. Способность членов семьи к сопереживанию, эмоциональному интеллектуальному пониманию друг друга — важное условие сотрудничества и взаимодействия.
(от лат. sensus – чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности.
— воспринимаемый чувствами, постигаемый; при помощи чувств.
— характерологиче¬ская особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и пр.
Сенситивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, чувство собственной недостаточности, тенденция к развитию повышенной моральной требовательности к себе и заниженного уровня притязаний.
С возрастом сенситивность может сглаживаться, в частности, ввиду формирования в ходе воспитания и самовоспитания умения справляться с тревожащими ситуациями. С может быть обусловлена и органическими причинами — наследственностью, поражениями мозга и пр., и особенностями воспитания — например, эмоциональным отвержением ребенка в семье. Предельно выраженная С. — одна из форм психопатий.
— разделение людей в обществе на категории но признаку различия социальных статусов, требующее ограничения сферы жиз¬недеятельности, при которым контакты между группами воспрещены частично или полностью. Такое разделение закрепляется в норма: социальных, стереотипах поведенческих, общественных институтах кодируется и подчеркивается символикой — знаками отличия, одеждой, табу, традициями, ритуалами История общества открывает широкий спектр различных видов С. В ее основе может лежать реально су¬ществующее различие между людьми, осмысленное особым образом: пол — С. половая, возраст — С. возрастная, антропологический тип — сегрегация расовая, этническая принадлежность — сегрегация национальная.
Ее основой могут стать также: принадлежность к неким стратифицированным группам социальным, сословиям, кастам — сегрегация сословная, кастовая; доступ к религиозным таинствам — сегрегация посвященных и непосвященных. С. на уровне социальной общности проявляется в идеологии, политике, этикете. На уровне отношений межличностных она существует в виде установок социальных и стереотипов восприятия людей другой категории и самих себя. Она может носить временный характер, например, сегрегация подростков во время обрядов инициации, когда посвящаемый, отделяясь от своего прежнего окружения и не войдя в новое, утрачивает статус социальный и оказывается как бы вне общества. Это вынужденное из¬гойство лежит между различными позициями человека в обществе и становится переломным моментом в жизни подростка, не только изменяя роль социальную, но и затрагивая глубинные структуры личности.