— в психологии — затрудненность — вплоть до полной неспособности — в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, требующих ее перестройки.
Выделяются:
1) Р. когнитивная — обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации;
2) Р. аффективная — выражается в косности аффективных, эмоциональных откликов на изменяющиеся объекты эмоций;
3) Р. мотивационная — проявляется в тугоподвижной перестройке системы моти¬вов в обстоятельствах, требующих гибкости и изменения характера поведения.
Уровень Р., проявляемой субъектом, обусловлен взаимодействием его особенностей личностных с характером среды, включая степень сложности стоящей задачи, ее привлекательности, наличие опасности, монотонность стимуляции и пр.
— суровое, непреклонное соблюдение каких-либо принципов, правил преимущественно в вопросах нравственности.
Р. —разновидность этического формализма: от человека требуется педантичное выполнение определенных норм поведения безотносительно к конкретным обстоятельствам, вопреки целесообразности, интересам людей и общества.
Р. нередко связан с фанатизмом и аскетизмом ). Р. ограничивает инициативу самостоятельность человека, его деятельно сознательное и свободное Выполнение своего долга .
— биологические ритмы с периодичностью, близкой к одному году.
— объяснение поведения человека исходя из его роли (отца, матери, учащегося, специалиста и т.д.). Каждая роль регулируется представлениями самой личности и ожиданиями окружающих о необходимом поведении и качествах.
— сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Базируясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, смыслов личностных. С. — относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, на критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности оно становится все более значимой силой саморазвития личности. Оно находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности.
Необходимые компоненты С. — самоанализ развития личностного, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение и самовнушение.
— психическое влияние человека на собственную личность, вследствие чего возникают различные психические и соматические состояния. Средства С. — аутогенная тренировка и речевое самовоздействие. Исследования ученых показали, что при самогипнозе активность мозга меняется. Одни ритмы пропадают, другие появляются. В результате контроль особенно левого полушария, оперирующего логическими понятиями и осуществляющего самонаблюдение, ослабевает. Большую силу приобретают наглядные образы, которые, благодаря изменившимся связям между отделами головного мозга, напрямую, без всякого критического осмысления со стороны коры, закладываются в подсознание и воспринимаются мозгом как истина. При регулярной тренировке формируются устойчивые стереотипные реакции, адекватные задаваемым качествам. Так человек может в известной мере формировать себя по заранее определенной и желаемой схеме.
— способность осуществлять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу. В нем проявляется сознательно-волевая организация психических процессов, регулирующих эту деятельность.
С. — показатель эмоциональной и. социальной зрелости личности.
— сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.
С — это неоднократный акт, а образ существования или стиль живей, решения возникающих на ее протяжении задач. Именно в юности закладываются основы этого тиля жизни.
Идея С. возникла потому, что и люди, и жизненные события уникальны, индивидуально неповторимы.
Активное С. — это деятельность некотором вроде противоположная бездумному уподоблению окружающим. Это поиск именно тех индивидуально-своеобразных вариантов жизненного пути, на котором можно принести много добра людям и получить поэтому достаточное моральное удовлетворение.
понимание самого себя, своих возможностей и стремлений, понимание своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Профессиональное С. – выбор профессии; личностное С. – формирование взглядов на жизнь, мировоззрения.
— оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, она важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. С. имеет важное отличие от интроспекции. Она тесно связана с уровнем притязаний человека — степенью трудно-сти целей, которые он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным— возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и пр.
С. внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). В отечественной психологии пока¬зано влияние С. на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач), место самооцен-ки в системе отношений межличностных, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее деформации — приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий.