Сайты для родителей Психологический словарь (Авторы-составители: В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общей ред. Ю.Л. Неймера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 640с.) Юридический справочник

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Р

  • Реминисценция

    — более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным). Р. может наблюдаться при запоминании самого различного вербального и наглядного материала, а также при закреплении навыков сенсомоторных. Особенно часто проявляется при работе с большим объемом логически или предметно связанного материала, оказывающего на человека эмоциональное воздействие. Более выражена в детском возрасте.


    Для объяснения явления Р. предложен ряд гипотез. Согласно одной из них, утомление во время заучивания материала приводит к ухудшению непосредственного его воспроизведения. Отсрочка позволяет восстановить оптимальное функциональное состояние и так улучшает воспроизведение материала. Другая гипотеза основана на предположении о существовании процессов скрытого повторения материала, продолжающихся после прекращения явного заучивания и приводящих к лучшему воспроизведению после отсрочки. Р. можно объяснить и тем, что после отсрочки уменьшается интерференция хранящейся в памяти информации. Но пока ни одна из гипотез не может претендовать на полное объяснение всех случаев реминисценции.

  • Репродукция

    — воспроизведение запечатленного и сохраненного в памяти.

  • Ретроспективный

    — обращенный к прошлому, посвященный рассмотрению прошлого.

  • Референтность (лат. referens (referentis)

    — сообщающий — отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц.


    В психологии социальной было установлено, что человек в своей "деятельности и поведении ориентируется не только на симпатии и антипатии к отдельным людям, но и на коллективные цели, мнения и ценности; соотносит свои цели, мнения и оценки с групповыми. Это явление и названо Р. Это понятие впервые применил американский психолог Г. Хаймен, утверждавший, что суждения людей о себе во многом зависят от того, с какой группой они себя соотносят. Оно широко распространено, однако трактуется по-разному. В отечественной психологии в основу трактовки положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентации — мнений, позиций, оценок. Отсюда Р. понимается как особое качество личности субъекта, определяемое мерой его значимости для другого человека или группы людей, выс-тупающее также фактором персонализации.


    В зависимости от ситуации Р. проявляется по-разному. Так, объектом референтных отношений для субъекта может выступать группа, членом которой он является, либо группа, с которой он себя соотносит, не будучи ее реальным участником.

    Функцию объекта референтного может выполнять и отдельный человек, даже не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания, идеальное представление субъекта о себе самом и др.).

    Следует различать:

    1) неинтернализованные отношения референтности, когда объект референтный существует реально как внешний объект, определяющий, «диктующий» индивиду нормы его поведения;

    2) отношения интернализованные, когда поведение индивида внешне не обусловливается никакими объектами, а все отношения референтные сняты и переработаны его сознанием и выступают уже как его собственные субъективные факторы; однако и в такой ситуации отношения референтные наличествуют, хотя по форме сложнее. Р. как качество субъекта или группы всегда существует лишь в чьем-то восприятии и отражает связи и отношения субъектов; в ней зафиксирована мера значимости данного субъекта или группы в глазах некоего лица. Специфика референтное — в том, что направленность субъекта на некий значимый для него объект реализуется посредством обращения — реального или воображаемого — к другому значимому лицу.

    Р. имеет форму субъектных отношений — таких, при которых отношение субъекта к значимому для него объекту опосредуется связью с другим субъектом. Факт Р. индивида для других чле¬нов группы устанавливается с помощью специальной экспериментальной процедуры — референтометрии .

  • Рефлекс (лат. reflexus — отражение)

    — ответная реакция организма на те или иные воздействия, осуществляющаяся через нервную систему; различают безусловные Р. (врожденные) и условные рефлексы (приобретенные организмом в течении индивидуальной жизни); условные рефлексы могут исчезать и восстанавливаться; учение об условных рефлексах разработано и экспериментально обосновано И. П. Павловым.


    Принцип рефлекторный в деятельности мозга был сформулирован французским философом Декартом.

  • Рефлекс безусловный (врожденный)

    — наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или на изменения внутренней среды организма.


    Термин введен И.П. Павловым, обозначал качественно своеобразный класс рефлексов врожденных. В отличие от рефлексов условных, служащих приспособлению орга¬низма к изменяющимся условиям мира, они обеспечивают приспособление к относительно постоянным условиям и не зависят от наличия подкрепления. Но в чистом виде рефлексы безусловные практически не существуют. В онтогенезе на их основе надстраиваются сложные системы рефлексов условных, определяющие в единстве с рефлексами безусловными гибкость и динамизм поведения. Общепринятой классификации Р.б. нет. Среди важнейших выделяются рефлекс пищевой, половой, оборо¬нительный, ориентировочный и пр.

  • Рефлекс условный (приобретенный)

    — рефлекс, образующийся при сближении во времени любого первоначально безразличного раздражителя с последующим дей¬ствием раздражителя, вызывающе¬го рефлекс безусловный. Термин предложен Павловым. В его основе лежит выработка новых — временных связей. При повторных действиях раздражения, если оно не подкрепляется (не слу¬жит удовлетворению жизненной потребности), реакция на него осла¬бевает и исчезает. В основе такого угасания лежит процесс коркового торможения.


    В результате образования рефлекса условного раздражитель, преж¬де не вызывавший соответствующей реакции, начинает ее вызывать, становясь сигнальным раздражителем (условным — обнаруживающимся при определенных условиях).


    Различаются два вида Р.у.:

    1) рефлексы условные классические, получаемые указанным способом;

    2) рефлексы условные инструментальные (оперантные) — при их выработке подкрепление безусловное дается лишь по возникновении определенной двигательной реакции. Механизм формирования Р.у. первоначально понимался как проторение пути между центрами Р.у. и безусловного.


    Ныне принято представление об их механизме как сложной функцио¬нальной системе со связью обрат¬ной — организованной по принципу кольца, а не дуги. У животных Р.у. образуют систему сигнальную, где раздражителями сигнальными являются агенты их среды обитания. У человека наряду с системой сигнальной первой, порождаемой воздействиями среды, существует система сигнальная вторая, где как условные раздражители выступает «сигнал сигналов».

  • Рефлексия

    размышление, полное сомнений, противоречий. Анализ собственного психического состояния.

  • Решение (в психологии)

    — формирование мыслительных операций, снижающих исходную неопределенность ситуации проблемной. В процессе решения выделяются стадии поиска, принятия и реализации.

  • Решительность

    — способность самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовать их в деятельности. Особенно ярко проявляется в сложных ситуациях, когда поступок свя¬зан с известным риском и необходимостью выбора из нескольких альтернатив.


    Р. — это также способность смело брать на себя ответственность за принятое решение, своевременность действия, умение быстро его исполнять или задерживать. Нравственная оценка решительных поступков зависит от их конкретного социального содержания.