Сайты для родителей Психологический словарь (Авторы-составители: В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общей ред. Ю.Л. Неймера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 640с.) Юридический справочник

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Р

  • Равнодушие

    — психическое со¬стояние, для которого характерно притупление интереса к другим людям, к окружающей действительности.


    Причинами Р. могут быть: тяжелая болезнь, переутомление, пот¬ря близкого человека и др. Для преодоления Р. нужно отвлечь внимание от психической травмы, привести примеры стойкого поведения в аналогичных ситуациях.

  • Развивающее обучение

    — теория обучения, разработанная Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым.

    Опорные точки этой теории: введение в обучение высших форм мышления, включая и теоретическое; реализация деятельностного подхода в целях саморазвития, реализации творческого потенциала учащихся, а также их умственного, генетического, нравственного и физического воспитания; рефлексия самопознание учащимися внутренних психических процессов и состояний, воображаемое воссоздан: особенностей друг друга.

  • Развитие личности

    — изменение ее количественных и качественных свойств.


    Р.л. — это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопления опыта. Различают ряд ступеней в индивидуальном развитии человека:

     ранний детский возраст,

    дошкольный, младший школьный,

    подростковый,

    юношеский,

    зрелый,

    пожилой.

     Психические изменения в личности нельзя объяснять только механическим взаимодействием двух факторов — биологического и социального.


    Историко-эволюционный подход рассматривает взаимодействие меж¬ду природой, обществом и личностью. В этой схеме биологические свойства личности (например, тип нервной системы, задатки) выступают как безличные предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути становятся результатом этого развития, а общество выступает как условие осуществления деятельности, в ходе которой человек приобщается к миру культуры.


    Основанием и движущей силой Р.л. является совместная деятельность, в которой осуществляется усвоение личностью заданных социальных ролей. Однако ролевое поведение — это только начальная точка отсчета Р.л. Преобразуя нормативно-ролевую деятельность в ситуации выбора, личность заявляет о себе как об индивидуальности, жизненный путь которой часто становится историей отклонения альтернатив.


    Предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовер¬шенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда, общения с другими людьми, самообразования.

  • Развитие личности

    процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает в" взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижения ми человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности.

  • Ранний возраст

    стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, которая характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития:

    1. Формируется ходьба, локомоция, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира;

    2. Развивается ситуативно–деловое общения со взрослыми и общение со сверстниками;

    3. Формируются когнитивные процессы;

    4. Происходит овладение пассивной и активной речью;

    5. Становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания.

    Для психики ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость от наглядной ситуации; психическое отражение функционирует в неразрывной связи с практическими действиями; выраженный аффективный характер направленности на внешний мир. Ведущей в этом возрасте выступает предметно–манипупятивная деятельностью, в рамках которой происходит овладение культурно фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения со взрослым, которое является ситуативно–деловым. В этот период происходит особенно интенсивное развитие речи ребенка: на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует, а на третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка.

  • Рациональная психотерапия

    — метод и методики психотерапии, использующие логическое убеждение как основное средство воздействия на мир представлений пациента.


    Создатель рациональной психоте¬рапии швейц. врач Поль Дюбуа (1848—1918) считал терапевтически эффективным и необходимым аргументированное, логическое воздействие на пациента для вскрытия и демонстрации больному ошибок в его рассуждениях, связанных с неправильной оценкой его состояния. В настоящее время рациональная психотерапия и ее элементы широко применяются для кор¬рекции представлений человека относительно природы, степени и последствий его заболевания.

  • Реабилитация психическая

    — система медико-психологи¬ческих, педагогических и социальных мероприятий, направленных на вос¬становление, коррекцию или ком¬пенсацию нарушенных психичес-ких функций, состояний, личност¬ного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших травму психическую в резуль¬тате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и пр. В основе реабилитации психической лежит представление о болезни как разрушительном процесс в организме, характерном не только плохим физическим самочувствием больного, но и изменении его личности, сдвигами в эмоциональной сфере.


    Возвращение к здоровью предусматривает устранение последствий переживаний, нежелательных установок, неуверенности в своих силах, тревоги о возможности ухудшения состояния и рецидива болезни, и пр.


    В отечественной психологии медицинской были разработаны следующие принципы реабилитации психической:

    1) партнерство — всемерное вовлечение больного в лечебно-восстановительный процесс;

    2) разноплановость усилий — направлен¬ность реабилитационного процесса на различные сферы жизнедеятельности;

    3) единство психосоциаль¬ных и биологических методов воз¬действия;

    4) ступенчатость — со¬здание переходов от одного реаби¬литационного мероприятия к другому.


    Актуальная задача реабилитации психической — разработка эффективных методов восстановления установок личностных, направленных на преодоление последствий болезни у лиц, перенесших нервные и психические заболевания, протезирование органов, тяжелые хирургические вмешательства, имеющих хронические заболевания, нуждающихся в психологической коррекции в случаях изменения жизненных стереотипов или социальной дезадаптации от длительного лечения, социальной изоляции, стихийных бедствий и пр. Особое внимание уделяется работе, направленной на компенсацию утраченных профессиональных и социально-адаптивных качеств. Осуществление реабилитации психической требует создания психологических условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения — например, организация досуга, общения, диспансеризация.

  • Реактивное образование (Reaction formation)

    — защитный механизм, позволяющий снижать уровень тревоги путем подавления одних импульсов и чувств и усиле¬ния импульсов и чувств противоположного значения.

  • Реактивность (Reactivity)

    — исходное положение о том, что действительные причины поведения человека являются исключительно внешними по отношению к нему и что его поведение представляет собой просто серию ответов на внешние стимулы.

  • Реакция циркулярная

    — нарастающее обоюдонаправленное заражение эмоциональное. Обычно проявляется в скоплениях людей, в частности, в толпе.