— психическое со¬стояние, для которого характерно притупление интереса к другим людям, к окружающей действительности.
Причинами Р. могут быть: тяжелая болезнь, переутомление, пот¬ря близкого человека и др. Для преодоления Р. нужно отвлечь внимание от психической травмы, привести примеры стойкого поведения в аналогичных ситуациях.
— теория обучения, разработанная Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым.
Опорные точки этой теории: введение в обучение высших форм мышления, включая и теоретическое; реализация деятельностного подхода в целях саморазвития, реализации творческого потенциала учащихся, а также их умственного, генетического, нравственного и физического воспитания; рефлексия самопознание учащимися внутренних психических процессов и состояний, воображаемое воссоздан: особенностей друг друга.
— изменение ее количественных и качественных свойств.
Р.л. — это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопления опыта. Различают ряд ступеней в индивидуальном развитии человека:
ранний детский возраст,
дошкольный, младший школьный,
подростковый,
юношеский,
зрелый,
пожилой.
Психические изменения в личности нельзя объяснять только механическим взаимодействием двух факторов — биологического и социального.
Историко-эволюционный подход рассматривает взаимодействие меж¬ду природой, обществом и личностью. В этой схеме биологические свойства личности (например, тип нервной системы, задатки) выступают как безличные предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути становятся результатом этого развития, а общество выступает как условие осуществления деятельности, в ходе которой человек приобщается к миру культуры.
Основанием и движущей силой Р.л. является совместная деятельность, в которой осуществляется усвоение личностью заданных социальных ролей. Однако ролевое поведение — это только начальная точка отсчета Р.л. Преобразуя нормативно-ролевую деятельность в ситуации выбора, личность заявляет о себе как об индивидуальности, жизненный путь которой часто становится историей отклонения альтернатив.
Предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовер¬шенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда, общения с другими людьми, самообразования.
процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает в" взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижения ми человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности.
стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, которая характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития:
1. Формируется ходьба, локомоция, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира;
2. Развивается ситуативно–деловое общения со взрослыми и общение со сверстниками;
3. Формируются когнитивные процессы;
4. Происходит овладение пассивной и активной речью;
5. Становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания.
Для психики ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость от наглядной ситуации; психическое отражение функционирует в неразрывной связи с практическими действиями; выраженный аффективный характер направленности на внешний мир. Ведущей в этом возрасте выступает предметно–манипупятивная деятельностью, в рамках которой происходит овладение культурно фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения со взрослым, которое является ситуативно–деловым. В этот период происходит особенно интенсивное развитие речи ребенка: на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует, а на третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка.
— метод и методики психотерапии, использующие логическое убеждение как основное средство воздействия на мир представлений пациента.
Создатель рациональной психоте¬рапии швейц. врач Поль Дюбуа (1848—1918) считал терапевтически эффективным и необходимым аргументированное, логическое воздействие на пациента для вскрытия и демонстрации больному ошибок в его рассуждениях, связанных с неправильной оценкой его состояния. В настоящее время рациональная психотерапия и ее элементы широко применяются для кор¬рекции представлений человека относительно природы, степени и последствий его заболевания.
— система медико-психологи¬ческих, педагогических и социальных мероприятий, направленных на вос¬становление, коррекцию или ком¬пенсацию нарушенных психичес-ких функций, состояний, личност¬ного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших травму психическую в резуль¬тате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и пр. В основе реабилитации психической лежит представление о болезни как разрушительном процесс в организме, характерном не только плохим физическим самочувствием больного, но и изменении его личности, сдвигами в эмоциональной сфере.
Возвращение к здоровью предусматривает устранение последствий переживаний, нежелательных установок, неуверенности в своих силах, тревоги о возможности ухудшения состояния и рецидива болезни, и пр.
В отечественной психологии медицинской были разработаны следующие принципы реабилитации психической:
1) партнерство — всемерное вовлечение больного в лечебно-восстановительный процесс;
2) разноплановость усилий — направлен¬ность реабилитационного процесса на различные сферы жизнедеятельности;
3) единство психосоциаль¬ных и биологических методов воз¬действия;
4) ступенчатость — со¬здание переходов от одного реаби¬литационного мероприятия к другому.
Актуальная задача реабилитации психической — разработка эффективных методов восстановления установок личностных, направленных на преодоление последствий болезни у лиц, перенесших нервные и психические заболевания, протезирование органов, тяжелые хирургические вмешательства, имеющих хронические заболевания, нуждающихся в психологической коррекции в случаях изменения жизненных стереотипов или социальной дезадаптации от длительного лечения, социальной изоляции, стихийных бедствий и пр. Особое внимание уделяется работе, направленной на компенсацию утраченных профессиональных и социально-адаптивных качеств. Осуществление реабилитации психической требует создания психологических условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения — например, организация досуга, общения, диспансеризация.
— защитный механизм, позволяющий снижать уровень тревоги путем подавления одних импульсов и чувств и усиле¬ния импульсов и чувств противоположного значения.
— исходное положение о том, что действительные причины поведения человека являются исключительно внешними по отношению к нему и что его поведение представляет собой просто серию ответов на внешние стимулы.
— нарастающее обоюдонаправленное заражение эмоциональное. Обычно проявляется в скоплениях людей, в частности, в толпе.