Авторы

ректор Московского городского психолого-педагогического университета, директор Психологического института РАО, профессор, действительный член РАО, Академик РАО, президент Федерации психологов образования России, почетный профессор Висконсинского университета (Мэдисон, США), заслуженный деятель науки, лауреат премии Президента РФ и Правительства РФ в области образования, награждён орденом Дружбы, дважды - медалью К.Д.Ушинского,  главный редактор журнала "Психологическая наука и образование", председатель редакционного совета научного журнала «Экспериментальная психология».




Все авторы >>

Статьи


                  

                  

                  

Дмитриевский П.

"Если подросток жесток, надо искать сбой в семейных отношениях"

Трудный подросток
Подростки

От 13 до 16 лет

Комментарии (0)



                  

                  

                  

                  

Мещерякова И.А.

Взаимосвязь между Я-концепцией родителей и их восприятием ребенка

Развитие
Детско-родительские отношения

От 13 до 16 лет

Из аннотации:

Подростковый возраст всегда считался самым сложным периодом в воспитании ребенка, и многие родители испытывают страх в ожидании, когда их дитя достигнет его, так как подростничество в сознании родителей отождествляется с конфликтностью, бунтарством и непониманием со стороны ребенка.

Комментарии (2758)



                  

                  

                  

Агумава А.

Вне зоны доступа или как подросток перестает рассказывать о своей жизни

Подростки

От 13 до 16 лет

Комментарии (0)



                  

                  

                  

Лишин О.В.

Военно-поисковое движение в воспитании российской молодежи

Воспитание

От 10 до 12 лет
От 13 до 16 лет

Комментарии (0)



                  

                  

                  

                  

Лишин О.В.    Лишина А.К.    

Военный поиск и воспитание человечности

Воспитание

От 13 до 16 лет

Комментарии (1)



                  

                  

                  

Дубровина И.В.

Воспитание психологичсекой культуры молодого поколения страны - одна из насущих задач современного образования

Воспитание

От 7 до 9 лет
От 10 до 12 лет
От 13 до 16 лет

Комментарии (0)



                  

                  

                  

Прихожан А.М.

Восьмиклассники

Подростки

От 13 до 16 лет

Комментарии (0)



                  

                  

                  

Шульц Т.

Время первых валентинок. Подростковая влюбленность глазами психолога

Общение со сверстниками
Подростки

От 13 до 16 лет

Из аннотации:

Влюбленность подросткового возраста, подобно звуку, произнесенному в микрофон, – во сто крат усиленный поток эмоций, страхов, счастья и отчаяния. Ради любви подросток готов на все – не спать и не есть, бросаться с крыши, писать стихи, сходить с ума и сражаться с ветряными мельницами. Под этим шквалом не устоять ни одному препятствию. Подросток уверен, что просто умрет, если не будет иметь возможности видеть, слышать, быть рядом с тем, кого любит больше всех на свете и навсегда. К сожалению, подростковая влюбленность редко бывает счастливой. Даже при взаимном чувстве один из влюбленных остывает быстрее, что уж говорить о чувстве, не встретившем взаимности. А дальше  – слезы, страдание, беспомощность. Как же помочь подростку справиться с хаосом, поселившимся в его душе?

Комментарии (0)



                  

                  

                  

Пряжников Н.С.

Выбираем профессию вместе

Выбор профессии

От 13 до 16 лет

Комментарии (0)



                  

                  

                  

                  

Чибисова М. Ю.

Готовим к ЕГЭ. Стратегии работы с детьми групп риска

Обучение
Формирование учебной деятельности

От 13 до 16 лет

Из аннотации:

Статья является отрывком из книги М.Ю. Чибисовой "Единый государственный экзамен: Психологическая подготовка".

Комментарии (2)



                  

                  

                  

Лишин О.В.

Дела семейные

Воспитание

От 13 до 16 лет

Комментарии (0)



                  

                  

                  

Пряжникова Е. Ю.

Домашняя профориентация: возможности и особенности

Выбор профессии
Воспитание

От 13 до 16 лет

Из аннотации:

В статье предполагается откровенный разговор с самыми близкими людьми для каждого подростка: мамой и папой, бабушкой и дедушкой, старшими братьями и сестрами. Будем вместе учиться помогать молодому человеку выбирать свою дорогу в его будущем профессиональном мире. Познакомимся с основами и секретами "домашней профориентации", не смотря на отсутствие психолого-педагогического образования старшего поколения в семье. Мы постараемся вместе пройти азы психологии профессиональной деятельности нашего сына или дочери, внучки или внука, младшего брата или сестры.С уважением, автор!

Комментарии (0)



                  

                  

                  

Пряжников Н.С.

Игра «Профконсультация»

Выбор профессии

От 13 до 16 лет

Из аннотации:

Общим целью для всех вариантов игры «Профконсультация» является специально организованная ситуация, в которой школьники помогают друг другу планировать свои профессиональные и жизненные ситуации под наблюдением и контролем со стороны психолога.

Комментарии (0)



                  

                  

                  

                  

Мещерякова И.А.

Изучение жизненных проблем старшеклассников — методика и результаты исследования

Подростки

От 13 до 16 лет

Из аннотации:

Состояние неблагополучия в современной российской школе констатируется представителями всех профессиональных групп, имеющих прямое отношение к развитию, образованию и воспитанию подрастающего поколения — педагогами, медиками, психологами. Все большее число детей по различным причинам оказываются неуспешными в школе — как в сфере собственно учебной деятельности, так и в сферах развития, адаптации, воспитания. Для того, чтобы решить эту проблему (или хотя бы снизить ее остроту), необходимы серьезные усилия в административном, научном и практическом направлениях. Анализируя факторы, препятствующие успешному обучению, английский исследователь Х.Сингх пишет, что тремя основными «барьерами» являются, во-первых, взаимоотношения между учителем и учениками, затем — содержание образования и, наконец, аттитюды в отношении науки, которые, в свою очередь, оказывают влияние на процесс общения. Вряд ли имеет смысл выяснять, действительно ли коммуникативные проблемы образуют главный барьерный риф, но бесспорно, что оказание психолого-педагогической поддержки ученикам не может реализовываться иначе, чем посредством общения с ними. Это требует пристального внимания ко всем сторонам педагогического общения, в том числе к проблемам социальной перцепции.

Комментарии (3)



                  

                  

                  

Назарова Л.

История про "идеальную маму"

Детско-родительские отношения

От 13 до 16 лет
От 10 до 12 лет

Комментарии (0)



                  

                  

                  

Абдулаева Е.А.

Как без посторонней помощи просто и эффективно испортить жизнь себе и сыну (дочери) подростку

Подростки
Детско-родительские отношения

От 13 до 16 лет

Из аннотации:

В статье представлены "антисоветы" построения зваимоотношений в семье. Даже при относительно краткосрочном, но последовательном применении этих методов, авторы гарантируют вам полноценные, развернутые, красочные проявления подросткового кризиса, настоящие, стопроцентные конфликты и скандалы с шумом, криками и... раньше сказали бы – битьем посуды, а теперь из-за экономических трудностей – швырянием газет и разрыванием их на мелкие части. И многое другое...

Комментарии (0)



                  

                  

                  

Макеева А.Г.

Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем

Вредные привычки
Воспитание

От 10 до 12 лет
От 13 до 16 лет

Из аннотации:

Автор этой брошюры приглашает читателей к обсуждению очень важной и актуальной для нашей сегодняшней жизни проблемы: как предотвратить раннее знакомство детей с одурманивающими веществами? От этой беды не застрахован ни один ребенок. Как поступить, если это случилось? Что могут и должны делать родители, чтобы воспитать у ребенка стойкое неприятие всего, что вредит здоровью? Как помочь ребенку противостоять дурману? Ответы на эти вопросы можно найти, если начать думать вместе. Для родителей.

Комментарии (0)



                  

                  

Как увидеть одаренного ребенка?

Развитие

От 3 до 7 лет
От 7 до 9 лет
От 10 до 12 лет
От 13 до 16 лет

Комментарии (0)



                  

                  

                  

                  

Мещерякова И.А.

Какие проблемы у наших детей-старшеклассников:

Подростки

От 10 до 12 лет
От 13 до 16 лет

Комментарии (3)



                  

                  

                  

Лишин О.В.

Коммунарская методика в построении процесса социализации современной российской молодежи

Воспитание

От 13 до 16 лет

Комментарии (0)



                  

                  

                  

Голованова И. А.

Наркотики - "химическая ловушка" для подростков

Подростки
Вредные привычки

От 10 до 12 лет
От 13 до 16 лет

Комментарии (0)



                  

                  

                  

                  

Кабаева В. М.

Особенности физиологического созревания и психического развития мальчиков и девочек. Различия в обучении и воспитании

Половое воспитание
Гендерное поведение

От 10 до 12 лет
От 13 до 16 лет

Комментарии (2)



                  

                  

                  

Лишин О.В.

От подростка к юности

Подростки
Воспитание

От 10 до 12 лет
От 13 до 16 лет

Комментарии (0)



                  

                  

                  

                  

Лишин О.В.

Педагогически организованная деятельность в антимире. Психологическая сущность отклоняющегося поведения личности

Подростки
Детские страхи
Детско-родительские отношения

От 10 до 12 лет
От 13 до 16 лет

Комментарии (2)



                  

                  

                  

                  

Харламенкова Н.Е.

Первая любовь

Воспитание

От 13 до 16 лет

Из аннотации:

Любовь – одна из интенсивных положительных эмоций, переживаемых человеком в любом возрасте. Кроме качества интенсивности она обладает свойством длительности, поскольку может устойчиво сохраняться в течение довольно продолжительного времени. Оба эти свойства – интенсивность и длительность -отличают любовь от других эмоциональных проявлений, в частности от таких отрицательных эмоций как гнев и испуг, вина и стыд, зависть и ревность, грусть и печаль, а также ряда положительных – счастье и радость, надежда и гордость.

Комментарии (5)



                  

                  

                  

Дымова Т.    Кириллова Т.   

Подростки в субкультурах. Взгляд изнутри и снаружи.

Общение со сверстниками
Подростки

От 13 до 16 лет

Из аннотации:

Субкультуры – в настоящее время тема актуальная. В современном обществе их существуют десятки, а то и сотни. Чаще всего участниками этих сообществ становятся подростки и молодежь. Так сложилось, что для нас, взрослых, нахождение подростка в субкультуре является тревожным фактором: подростки, объединяющиеся в группы, да еще и с какой-то идеей, это кажется опасным, как для окружающих людей, так и для самих подростков. Все субкультуры очень разные: некоторые из них появились сравнительно давно, а некоторые - недавно, они находятся на разных стадиях своего развития, какие-то более модные, какие-то менее. Каждая имеет свое основание, часто это какая-то идея, или род занятий, у многих сообществ есть свой стиль одежды, музыки. В этой статье авторы делают попытку посмотреть на субкультуру с разных сторон, из разных позиций. Пытаются понять, что это такое для подростка, чтобы показать, как можно до него достучаться.  Это может дать возможность близким для него взрослым: родителям, педагогам, старшим друзьям, посмотреть на это явление под другим углом.

Комментарии (0)



                  

                  

                  

Шурыгин А. Н.

Подростки и родители: проблемы решаем вместе

Детско-родительские отношения

От 10 до 12 лет
От 13 до 16 лет

Из аннотации:

Подростковый возраст является сложным не только для самих ребят. Страдают и родители – они не понимают, как наладить контакт со своим ребенком, вступающим в кризисный период «бури и натиска». Меняется физиология, а, самое главное, иным становится внутренний мир подростка. Он по-другому начинает мыслить, чувствовать, переживать, общаться. Особенно остро подростковый кризис протекает в так называемых «дисфункциональных семьях», к которым, к сожалению, относятся большинство современных российских семей. Трудное выживание в условиях перманентного социального кризиса – такова участь этих семей. Поведение подростков становится своеобразным индикатором семейных неурядиц. Познакомимся с психологическими проблемами подростков из дисфункциональных семьей. Это поможет нам разобраться в глубинных причинах их конфликтного поведения и понять, что можно сделать в трудных ситуациях.

Комментарии (0)



                  

                  

                  

                  

Шурыгин А. Н.

Подростки и родители: проблемы решаем вместе

Подростки
Детско-родительские отношения
Вредные привычки

От 13 до 16 лет

Из аннотации:

Статья посвящена особенностям подросткового возраста и сопутствующим этому периоду проблемам: внешним и внутренним конфликтам, вредным привычкам, импульсивности и зависимости от мнения компании, своеволию и негативизму, дилемме свободы и зависимости. Раскрываются интересы подростков, их жизненные перспективы и осознание себя. Предлагается тренинг на сплочение родителей и подростков.

Комментарии (1)



                  

                  

                  

                  

Пряжников Н.С.    Пряжникова Е. Ю.   

Подросток как субъект профессионального и личностного самоопределения

Выбор профессии

От 13 до 16 лет

Комментарии (1)



                  

                  

                  

                  

Кузнецова О. В.

Подросток на пороге выбора: профильный класс

Выбор профессии

От 13 до 16 лет

Из аннотации:

Комментарии (1)



                  

                  

                  

                  

Пряжникова Е. Ю.

Поучительная история развития профессионального самоопределения в России

Выбор профессии

От 13 до 16 лет

Из аннотации:

Главная психологическая причина появления профориентации заключается в том, что перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было (или было характерно лишь для отдельных людей, которые не хотели жить по заранее заведенному, патриархальному порядку). Сама проблема свободы порождает перед людьми значительные трудности, т.к. предполагает ответственность за свои выборы. Страх перед ответственностью за свою судьбу и свое счастье часто порождает внутреннюю напряженность и даже особые неврозы. Но поскольку далеко не все люди готовы к такой ответственности, то на этой основе и возникает насущная потребность в специальных помощниках-консультантах, облегчающих эти сложнейшие жизненные выборы. Остается теперь проверить, насколько удачно выбран нами критерий появления проблемы профессионального самоопределения, связанный со свободой выбора, и лучше это сделать на примере нашей страны.

Комментарии (8)



                  

                  

                  

                  

Кравцова М.М.

Почему дети воруют?

Неадекватное поведение

От 7 до 9 лет
От 10 до 12 лет
От 13 до 16 лет

Комментарии (3)



                  

                  

                  

                  

Сковычева О.А.    Бочавер А. А.   

Почему сложно быть родителем подростка и чем могут помочь психологические группы.

Подростки
Детско-родительские отношения

От 10 до 12 лет
От 13 до 16 лет

Комментарии (3)



                  

                  

                  

Пряжников Н.С.

Предпрофильная и профильная подготовка школьников: перспективы и сомнения

Профильное обучение

От 13 до 16 лет

Комментарии (0)



                  

                  

                  

Мещерякова И.А.

Представления учителей о проблемах старшеклассников

Воспитание
Общение с взрослыми

От 13 до 16 лет

Комментарии (0)



                  

                  

                  

Пряжников Н.С.

Проблема информационного насилия в школе

Выбор профессии

От 13 до 16 лет

Комментарии (0)



                  

                  

                  

Прихожан А.М.

Проблема подросткового кризиса

Подростки

От 13 до 16 лет

Из аннотации:

В статье кризис подросткового возраста рассматривается как один из самых важных и сложных критических периодов развития. По мнению автора, протекание возрастного кризиса проходит три фазы: 1) негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур; 2) кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте — это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна); 3) посткритическую фазу, то есть период формирования новых структур, построения новых отношений и т. п. Подчеркивается двойственность позиции подростка, которая определяет специфику кризиса — в силу недостаточной психологической и социальной зрелости подросток, отстаивая перед взрослым свою новую позицию, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от взрослых помощи, поддержки и защиты. Следовательно, либеральное, «разрешающее» отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий (но при этом аргументированный) запрет, вызвав кратковременную вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.

Комментарии (0)



                  

                  

                  

Пряжников Н.С.

Прогнозирование престижности выбираемых профессий

От 13 до 16 лет

Комментарии (1)



                  

                  

                  

Шилова О. Р.

Профильное обучение: когда начинать?

Обучение

От 10 до 12 лет
От 13 до 16 лет

Комментарии (0)



                  

                  

                  

Пряжников Н.С.

Профориентация в стране обесцененного труда

Профильное обучение

От 13 до 16 лет

Комментарии (0)



                  

                  

                  

Миняев А.С.

Психологические аспекты подготовки детей и подростков к действиям в экстремальной ситуации

Воспитание
Подростки

От 10 до 12 лет
От 13 до 16 лет

Комментарии (0)



                  

                  

                  

                  

Пряжникова Е. Ю.

Психологические «пространства» профессионального и личностного самоопределения

Профильное обучение

От 13 до 16 лет

Комментарии (1)



                  

                  

                  

                  

Прихожан А.М.

Родители жалуются на подростков. Подростки жалуются на родителей

Подростки

От 13 до 16 лет

Комментарии (1)



                  

                  

                  

                  

Лишин О.В.    Лишина А.К.    

Российская молодежь в военно-поисковом движении (психология и педагогика военного)

Воспитание

От 13 до 16 лет

Комментарии (1)



                  

                  

                  

Варга А. Л.

Российская семья в эпоху перемен: социально-психологическая динамика

Воспитание
Детско-родительские отношения
Общение с взрослыми
Стратегии воспитания

От 3 до 7 лет
От 7 до 9 лет
От 10 до 12 лет
От 13 до 16 лет

Из аннотации:

Опыт предшествующего поколения очень мало пригождается следующему поколению. У родителей часто возникает ощущение потери своего авторитета, своей ненужности ребёнку в качестве старшего опытного товарища. Одновременно с этим выросла бытовая зависимость детей от родителей. Самостоятельно передвигаться в большом городе, покупать продукты - всё это ребёнок долго не может. Сейчас родитель скорее обслуживает ребёнка, чем воспитывает его. Такое положение дел не устраивает никого - ни детей, ни родителей. Это приводит к возрастанию детско-родительских конфликтов и снижению психологического качества жизни. В то же время есть эмоциональная сфера жизни, где родитель по-прежнему компетентен и необходим. Ребёнок любого возраста нуждается в эмоциональной поддержке и эмоциональном воспитании, когда родитель учит преодолевать трудности, реагировать на явления жизни адекватно и эффективно. Родители по-прежнему те единственные люди, которые могут научить ребёнка жизненным компетенциям. Новое видение своей роли, новый конструктивный контакт с ребёнком возникают в процессе получения психологической помощи у семейного психотерапевта.

Комментарии (0)



                  

                  

                  

Голуб Н. В.

Российская семья и ее проблемы: взгляд родителя

Детско-родительские отношения
Формирование учебной деятельности
Неадекватное поведение

От 7 до 9 лет
От 10 до 12 лет
От 13 до 16 лет

Комментарии (0)



                  

                  

                  

Социально-дезадаптированные семьи как объект психологической помощи

Детско-прародительские отношения

От 3 до 7 лет
От 7 до 9 лет
От 10 до 12 лет
От 13 до 16 лет

Комментарии (658)



                  

                  

                  

Пряжников Н.С.

Сравнительный анализ интимно-семейого и профессионального самоопределения

Детско-родительские отношения
Воспитание

От 13 до 16 лет

Комментарии (0)



                  

                  

                  

Пряжников Н.С.

Типичные вопросы и ответы по профориентации: (на основе социологических опросов)

Выбор профессии

От 13 до 16 лет

Комментарии (0)



                  

                  

                  

Лишин О.В.

У истоков жизненной позиции

Воспитание

От 13 до 16 лет

Комментарии (0)



                  

                  

                  

                  

Лишин О.В.    Лишина А.К.    

Формирование личности – это строительство будущего

Воспитание

От 13 до 16 лет

Комментарии (1)



                  

                  

                  

Тихомирова А.В.

Чей это выбор. Разговор с родителями

Вредные привычки
Детско-родительские отношения

От 13 до 16 лет

Из аннотации:

Быть родителем – самая трудная работа на свете. В этой маленькой книжке - одна из тысяч проблем, с которыми мы сталкиваемся, пытаясь вырастить хороших и здоровых детей. Такое может случиться с каждым. Автор пытается по-новому взглянуть на возможность участия родителя в решении проблемы подростка – его отношения к употреблению психоактивных веществ.

Комментарии (0)



                  

                  

                  

Пряжников Н.С.

Школьная профориентация: реальности и мечты

Выбор профессии

От 10 до 12 лет
От 13 до 16 лет

Комментарии (0)



                  

                  

                  

Загвоздкин В.К.

Эмоциональная стабильность – залог успеха ребенка.

Воспитание

От 7 до 9 лет
От 10 до 12 лет
От 13 до 16 лет

Из аннотации:

Еще недавно готовность к школе, успехи ребенка в обучении и будущей профессиональной жизни связывались главным образом с развитием интеллекта, вербальных, когнитивных способностей. Считалось, что основная задача школы – это прежде всего передача знаний и развитие интеллектуальной сферы детей. Такое мнение широко распространено и в настоящее время. Однако, данные современных исследований вносят в такое понимание успешности в учении и жизни существенные коррективы. В целом ряде исследований было показано, что знания и развитый интеллект есть лишь один из факторов успешности ребенка в учебе и взрослого человека в реальной жизни (его доля – не менее 20%). Помимо вербально-логического интеллекта важнейшими составляющими успешности являются социальные качества («социальный интеллект», «социальная компетентность»). Важнейшей составной частью этих социальных способностей является так называемая «эмоциональная компетентность» или «эмоциональный интеллект» – способность воспринимать и понимать свои эмоциональные состояния, а также понимать чувства других людей. Человек с развитым эмоциональным интеллектом способен завязывать глубокие личные дружеские связи, выстраивать продуктивные длительные профессиональные и жизненные отношения, а также эмоционально включаться в выполняемую работу. Такой человек обладает высокой мотивацией в своей профессиональной деятельности и способен «зажечь» и вдохновить окружающих его людей. Именно такие люди и оказываются наиболее успешными в своей деятельности.

Комментарии (0)



                  

                  

Этот волнующий пубертат...

Подростки

От 13 до 16 лет

Комментарии (0)



                  

                  

                  

Щурова М. М.

Эффект «тёмной комнаты», или ваш ребёнок взрослеет

Детско-родительские отношения
Подростки

От 13 до 16 лет

Комментарии (0)



                  

                  

                  

Балаева А.

«В моей смерти прошу никого не винить...»

Трудный подросток
Подростки

От 13 до 16 лет

Комментарии (0)



Статьи 1 - 57 из 57
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.