Наши авторы

профессор кафедры психофизиологии ребенка РГУ им.А.И.Герцена (Санкт-Петербург), член российского физиологического общества, международной организации "Евроталант", академии педагогических и социальных наук, Европейской ассоциации психологии здоровья (EHPA).

Все авторы >>

Предпрофильная и профильная подготовка школьников: перспективы и сомнения

Автор: Пряжников Н.С.

Рубрика: От 13 до 16 лет

В основе идей предпрофильной и профильной подготовки учащихся общеобразовательной школы лежит тот факт, что немалая часть школьников еще в 9-ом и 10-х классах уже определились с выбором профессии. По крайней мере, об этом говорится в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» (Утверждена Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002) со ссылкой на данные социологов. Определенный опыт профильной подготовки накоплен как за рубежом, так и в России. Например, еще в 1864 году был принят указ, согласно которому организовывались семиклассные гимназии двух типов: классическая (цель – подготовка в университет) и реальная (цель – подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения). В дальнейшем к проблеме ранней профилизации и специализации обращались неоднократно.

В современном варианте главные задачи предпрофильной и последующей профильной подготовки (включая и курсы по выбору) связывают с профориентацией, с тем, чтобы «способствовать самоопределению учащегося», чтобы решить, прежде всего, профориентационную задачу.

В «Рекомендациях об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003/ 2004 учебный год» (Приложение к письму Министерства образования РФ от 20.08.2003 № 03-51-157ин/13-03) также указывается, что все это организуется «для создания специализированной подготовки… с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии». Общая логика здесь такая: сначала учащийся должен сориентироваться в профилях дальнейшего обучения в школе (или в специализированном учебном заведении после 9-го класса), затем к моменту окончания в школе он не только должен выбрать конкретную профессию и профессиональное учебное заведение, но и поучить определенную подготовку (через курсы по выбору или в профильных классах) для дальнейшего профессионального образования. По мнению авторов Концепции профильного обучения, это существенно снизит практику репетиторства, платных подготовительных курсов и т.п.

Главным положительным моментом данной Концепции является то, что наконец-то высшая официальная власть (пусть даже в лице расформированного Министерства образования РФ) обратила внимание на профориентацию. Ведь согласно Концепции и Рекомендациям об организации предпрофильной подготовки (пусть даже на уровне эксперимента) на эту работу в 9-х классах выделяется 100 учебных часов в год, из которых 2/3 объема (или 2 учебных часа в неделю) отводится на предметные курсы по выбору и ориентационные курсы, а 1/3 объема (примерно 1 час в неделю) – на информационную работу и профильную ориентацию.

При этом информационная работа предполагает знакомство учащихся с местными образовательными учреждениями и предполагает разные формы работы (экскурсии, дни открытых дверей и т.п.). Профильная ориентация предполагает «оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Как мы поняли, профильная ориентация больше ориентирована на обследование учащихся с целью выявления их предпочтений и возможностей для более обоснованного выбора профиля дальнейшего обучения. Также отмечается, что «профильная ориентация способствует «…созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом»! Правда, отведенных для этого 30-35 учебных часов в неделю, на наш взгляд, явно недостаточно…

Следует отметить, что пока каких-то жестких указаний на обязательные методы и формы работы не дается. Более того, в Концепции даже отмечается необходимость «многообразия форм ее реализации», а также возможность использовать различные модели организации самой профильной подготовки (внутришкольная или сетевая организация, когда несколько школ группируются вокруг такого учебного заведения, где имеется больший образовательный ресурс для профильного обучения).

Пока данная затея находится на уровне эксперимента. Можно лишь предполагать о возможных результатах. Все зависит от того, насколько серьезно этим будет заниматься центральная власть, а также власти муниципальные, ведь даже анализ зарубежного опыта свидетельствует о том, что «отчетливо проявляется влияние и возрастающая ответственность центральной власти за организацию и результаты образования».

В этой связи можно обозначить некоторые трудности (и даже сомнения) относительно успеха предпрофильной и профильной подготовки с учетом нынешних российских реальностей:

1.Неопределенность с финансированием предпрофильной и профильной подготовки. Понятно, что затраты потребуются немалые. Это и финансирование новых планов и программ, и стимулирование администраторов и исполнителей данной Концепции и соответствующих рабочих программ, это и материально-техническое обеспечение (и переоснащение) имеющихся кабинетов, аудиторий и мастерских и т.п. Пока в этом вопросе наблюдается явное противоречие, с одной стороны, подчеркивается безусловное требование бесплатности и общедоступности среднего (полного) образования, включая и профильную подготовку. А с другой стороны, один из идеологов профильной подготовки А.Пинский, отвечая на вопросы читателей (см. Первое сентября, №30, 26 апреля 2003), касающиеся возможности бесплатного прослушивания школьниками углубленных курсов в каком-либо из соседних лицеев, где обучение ведется платное (а такая возможность предусматривается Концепцией), отмечает; «А я и не говорю, что бесплатно!... Родители – это первейшие союзники в деле профильного обучения. Если они видят, что их деньги тратятся не зря, они эти деньги находят. А наше дело – подумать¸ как сделать эти престижные лицеи и гимназии базовыми профильными школами и союзниками в деле профилизации»…

2.Другим серьезным сомнением относительно введения предпрофильной и профильной ориентации является то, что это предполагается сделать за счет основной программы средней школы. И в Концепции по этому поводу пишется: «Очевидно, что любая форма профилизации ведет к сокращению инвариантного компонента». Правда, в другом месте Концепции говорится о том, что для создания образовательного пространства самоопределяющегося учащегося «необходимо… увеличить часы вариативного (школьного) компонента Базисного учебного плана в выпускном классе основной ступени общего образования». Как известно, перекраивать устоявшиеся образовательные программы не только очень сложно, но и ответственно, что предполагает прогнозирование последствий таких вмешательств в учебный процесс. Нам даже представляется, что важным неиспользованным резервом здесь явилось бы более творческое преподавание традиционных учебных предметов, когда преподаватели в рамках устоявшихся курсов рассказывали бы учащимся о связи их предмета с близкими профессиями.

3.Следующее сомнение связано с реальной неготовностью многих педагогов и психологов к реализации предпрофильной и профильной подготовки. Это требует серьезнейшей подготовки специалистов к данному нововведению, а это предполагает немалые финансовые расходы (в государстве, где денег именно на образование почему-то явно не хватает). Кроме того, у большинства педагогов и так достаточно высокая загруженность основной работой и у них нет внутреннего (да и внешнего) стимула для освоения новых идей и методов работы. Похожая ситуация была в конце 80-х годов, когда всю профориентационную работу путались «буквально «свалить» на учителей труда, которые «естественно» от нее отмахивались в большинстве случаев.

4.Полноценная профоринетационная работа со школьниками помимо использования массовых форм и методов (с классом или подгруппами) обязательно предполагает индивидуальные профконсультации. Из Концепции не совсем понятно, кто и когда будет такие индивидуальные профконсультации проводить. Если учесть, что Центры профориентации молодежи, показавшие свою эффективность во второй половине 80-х годов, сейчас в значительной степени развалены, то получается, что старшекласснику фактически не к кому обратиться в большинстве случаев. А рассчитывать только на педагогов или психологов-энтузиастов недальновидно. Но чтобы организовать индивидуальные профконсультации необходимо предусмотреть для этого не только время, но и подготовить специалистов, готовых и к такой ответственной работе.

5.Наконец, еще одно очень важное сомнение связано с тем, что профилизация – это фактически способ социально-профессиональной сегрегации населения. Ведь даже в Концепции оговаривается, что школы могут быть и непрофильными. Если обратиться к истории, то именно непрофильные школы дают более обширное, универсальное образование, которое в перспективе может стать основой и для получения университесткого образования (университет – от лат. – universitatis, т.е. «совокупный», разносторонний). И именно разносторонний человек больше приспособлен для жизни в сложном обществе. А разносторонний, широкообразованный специалист в большей степени востребован современным, постоянно обновляющимся производством. О бесперспективности подготовки «узких специалистов» писал в свое время еще К.Маркс. А о том, что ранняя профессионализация (и специализация) ведет к неполноценному развитию и является признаком слаборазвитого общества, говорят многие психологи. Например, Б.Ливехуд вообще считает, что самым страшным для подростка является зарабатывание денег в 14 лет, а для 20-летних самое страшное – все время заниматься одним и тем же делом, не имея возможности приобщаться к разнообразному труду… Б.Васильев отмечает, что «самым «гениальным» преступлением Сталина было сведение интеллигенции к узким специалистам», когда «наспех подготовленные «выдвиженцы» вытеснили старую интеллигенцию с ее ориентацией на общечеловеческие ценности». «Вновь создаваемые узкие специалисты, - пишет Б.Васильев, - знали только то, что им было предписано знать…». Складывается ощущение, что в целях экономии (а может и в иных целях) вместо широкообразованных граждан стремятся готовить «адаптированных к рынку» карьеристов…

И все-таки следует признать, что для определенной части подростков получение разностороннего образование является неинтересным занятием и они в школе скорее не учатся, а мучаются. И тогда они с большей охотой будут обучаться в профильной школе по тем предметам, которые им более интересны. Но если учесть, что тенденции к получению всеобщего обязательного (и бесплатного) среднего образования, а в перспективе – всеобщего высшего образования достаточно устойчивы именно в цивилизованных странах, то определенные сомнения относительно ранней профилизации все-таки остаются. Педагоги и психологи должны понимать, что подростничество – это время экспериментирования, это пробы в разнообразных учебно-профессиональных выборах. Более того, цивилизованные народы даже дают подросткам право на неизбежные ошибки в ходе таких проб, ведь недаром Э.Эриксон ввел такое понятие как «психо-социальный мораторий», когда взрослые с пониманием относятся к экспериментированию и неизбежным ошибкам подростка. Поэтому ограничивать подростка в таких выборах – очень недальновидно. И хотя Концепция профильной подготовки допускает возможность смены профиля, но реально для многих учащихся это будет сделать крайне сложно.

Но обеспечить такое экспериментирование можно лишь, создав для этого определенные условия и, прежде всего, это связано с финансированием и подготовкой кадров педагогов и психологов-профконсультантов. К сожалению, принцип экономии на главном (в частности, на образовании и профориентации) пока еще остается доминирующим во внутренней политике. И это мало ориентировано на развитие интеллектуального и духовного потенциала страны. Другой принцип, который сильно осложняет воспитание полноценных граждан связан с ранней ориентацией подростков на «зарабатывание денег» часто в ущерб получению полноценного образования также остается доминирущим в нашей образовательной политике. И, к сожалению, профильная подготовка в какой-то мере больше ориентирована на подготовку «рыночной молодежи», чем на формирование полноценных граждан страны, больше думающих не только о собственном благополучии, но и о благополучии всего общества (а в этом и суть гражданственности). Но как об этом думать, не имея широкого кругозора и соответствующего образования (включая и ориентировку в различных сферах общественной и производственной жизни)?...

1 10

(Голосов: 2, Рейтинг: 6.04)

Комментарии к статье (0) (показать)

Элемент 2294 не найден.

Возврат к списку