Авторы

доцент кафедры "Возрастная психология" факультета "Психология образования" МГППУ, руководитель программы профессиональной переподготовки по специализации «Перинатальная психология» , руководитель Школы Пап и Мам,  консультирует в интерактивной рубрике портала Вопросы/Ответы и в Психологической консультации МГППУ

Все авторы >>

Почему сложно быть родителем подростка и чем могут помочь психологические группы.

Автор: Сковычева О.А.Бочавер А. А.

02.03.2012

Рубрика: От 10 до 12 летОт 13 до 16 лет

подростки, психологическая помощь, детская психология для родителей

Подростковый возраст неспроста называю трудным: он по своей природе трудный, и для самого подростка, и для его окружения. С ребенком происходят сильные изменения, с которыми непонятно что делать, и вся семья нередко находится в раздражении, огорчении и растерянности. «Не узнаю своего сына! Куда делось всё то, что мы так долго и с такой любовью в него вкладывали?» - жалуются родители. Cыновья и дочери словно забывают о том, чему их учили и к чему вроде бы приучили - ни совместных семейных посиделок, ни спорта, ни музыки, ни просто вежливости, во взгляде раздражение, в разговорах сленг, учеба позабыта, учителя жалуются, директор школы негодует.

Родители переживают море сложных чувств – они обижены на неотзывчивого потомка, грустят, что он испортился, злятся на его безобразное поведение, боятся за его будущее, стыдятся перед другими родителями и учителями, винят себя за недостаточное внимание, разочарованы в себе как в родителях и в ребенке как их результате их воспитания, испытывают неуверенность и бессилие.

В чем же дело? Подросток решает свою нормативную возрастную задачу – отделяется от родителей и превращается во взрослого. Именно для этого нужны протесты, именно поэтому он или она обесценивает родителей – их мнения, способы поведения, ценности, идеи насчет того, как следует жить. Потому что нельзя отделиться, одновременно оставаясь вместе. Однако отвержение подростком помощи взрослых в сочетании с пугающими поступками, от прогулов школы и алкоголизации вплоть до угона автомобилей и других правонарушений, отнюдь не способствует спокойствию родителей, и не упрощает им решение их собственной задачи – «отпускания» ребенка во взрослый мир. Да, дети растут, и между семиклассником и десятиклассником большая разница, но на это знание трудно опереться родителю, который ежедневно пытается решить вопрос, как сохранить душевное равновесие в присутствии взрослеющего ребеночка.

Для того, чтобы поддержать родителей подростков на этом сложном этапе и помочь им найти ресурсы, упростить задачу установления отношений нового типа с ребенком, специалисты организуют и проводят психологические группы для родителей. Что это и для чего они нужны?

Как правило, это еженедельные встречи, где родители обсуждают то, что их волнует. Родительские группы способствуют тому, чтобы участники сменили позицию жертвы обстоятельств на активную позицию по улучшению своей ситуации. Когда вокруг есть единомышленники с похожими сложностями, когда есть пространство, где можно их обсуждать, когда появляется больше информации, сепарация ребенка происходит более понятно и предсказуемо, и вместо отчаяния у родителей, а потом и у ребенка, появляется чувство продвижения.

Подросток похож на куколку, которая раньше была гусеницей, а теперь должна превратиться в бабочку. Отличие в том, что куколка на время преобразования защищает от внешней среды свои ткани, которые потеряли прежнюю и ещё не обрели новую структуру, хитиновым покровом, а подростки такой возможности не имеют. Они точно также становятся недифференцированными, неопределенными: из ласковых, старательных, наивных, любопытных детей превращаются в циничных, колючих, обозлённых, непонятных - не только окружающим, но и себе самим. Вряд ли можно проделать за них эту работу преобразования или каким-то образом ею управлять. Похоже, главное, что требуется от родителей - это оберегать и ждать, а также верить, что бабочка всё-таки вылупится – так устроила природа. Задача подростка - переварить то, что мы до этого в него вложили, и построить что-то своё.

Это естественно, что подростков возмущают требования, которые предъявляют взрослые, но их реакция часто принимает некорректную форму. Если взрослые реагируют на протесты, то фокус внимания смещается с содержания на форму (с запрета на тон, громкость, грубость высказываний). При этом подросток тоже увязает в выяснениях отношений, борьбе за справедливость, и необходимость выполнения требований уходит на второй план, становится неочевидной. Поскольку происходит отделение от родителей, именно им адресованы недовольство, обесценивание, отрицание. Именно родители, как это для них не обидно, на какое-то время должны стать бабой Ягой и Кощеем Бессмертным. Без этого невозможно от них отделиться. Представляется важным не добиться от подростка, чтобы он сразу, без переработки принял то, чего он не хочет, а помочь ему минимально болезненно прожить этот период. В частности, помочь ему управлять своим поведением в такой степени, чтобы минимизировать агрессию окружающих. Если объявить ему войну, это уменьшит его шансы вернуться к родителям после преобразования и принять их ценности в своей собственной интерпретации. Усилия по поддержанию отношений с этим ёжиком, как бы трудно это ни было, оставляют двери домой открытыми.

Существование устойчивого, комфортного пространства для обсуждения родительских сложностей оказывает сильное влияние на то, что происходит внутри семей. Родительская группа может стать пространством, позволяющим разместить в нем часть накопившегося напряжения и тем самым убрать его из пространства семьи. По словам родителей, мир в семью приходит как-то постепенно и незаметно. Подросток отделяется, и ему больше становятся не нужны постоянные демонстрации независимости. Родительская группа и семейная терапия служат ресурсом, который помогает сохранить любовь, избежать многих ссор и непонимания.

На родительской группе обсуждаются темы, которые прямо или косвенно относятся к устройству семьи, тому, что в ней и как происходит. Такими темами могут быть ресурсы (идеи, представления, занятия, которые поддерживают человека и позволяют ему вернуть ощущение внутреннего баланса в ситуациях усталости, раздражения, печали, гнева и т.п.); родительские стили и родительские идеалы; доверие, принятие, контроль, разделение ответственности, границы; выражение чувств; а также любые другие темы, которые оказываются актуальными для участников конкретной группы. Родительская группа позволяет сформулировать, обсудить и отработать разные навыки и технологии (например, активное слушание, я-высказывания), которые оказываются полезными в общении с подростком, поскольку делают общение более безопасным, спокойным и эффективным. Родители на такой группе сравнивают свой опыт, находят новое понимание происходящего, учатся слышать своих детей и договариваться с ними. Они приносят домой идеи про совместные занятия (совместные рисунки, игры), узнают про книги и фильмы, которые интересно было бы вместе обсуждать.

Ещё одна важная для родителей тема – подростковое чувство взрослости. Психологи считают, что сензитивный период для формирования чувства взрослости у ребёнка - это 11-12 лет, то есть задолго до того, как формируется большая часть взрослых навыков. Формированию чувства взрослости способствует отношение окружающих, в том числе родителей и других значимых взрослых. Однако родителю довольно сложно быстро перестроиться с ребёнка на подростка, это требует специальной внутренней работы и смены привычного поведения. В этом тоже хорошо помогает родительская группа, опыт других родителей и специальные упражнения.

Сами родители говорят, что в результате участия в родительской группе происходят такие изменения:

- «На некоторые вещи получается реагировать спокойнее, когда понимаешь, почему ребёнок это делает. К некоторым проявлениям чувствую себя готовой, например - грубость. Раньше я устроила бы скандал или дулась бы и переживала, как ребёнок мог такое сказать, а сейчас просто сообщаю, что не буду в таком тоне разговаривать и готова продолжить, когда мы (он и я) успокоимся. Мы и правда успокаиваемся и можем поговорить через некоторое время».

- «Стала меньше тревожиться, меньше контролировать ребёнка по мелочам. Взаимоотношения стали спокойнее».

- «Появилось что-то, что я делаю лично для себя, для своего удовольствия. После этого у меня хорошее настроение».

- «Научилась слушать ребёнка и удерживать нравоучения и «полезные советы», которые норовят слететь с языка: разговор точно продолжается дольше».

- «Научилась требования предъявлять спокойно в необидной форме и не отступать от них, даже если ребёнок истерит».

- «После обсуждения на группе стало легче говорить на некоторые темы: про семейные тайны, про смерть, про отношения мужчин и женщин. Не чувствую себя так неловко, как раньше, и слова находятся искренние».

Родительские группы – это пространство и формат, которые могут помочь участникам помнить о главном: о том, что вы любите своего ребенка, что он в целом хороший, что вам важно, чтобы он был счастлив - и уже сейчас, и в будущем, что он не такой, как вы, и счастье у него тоже другое. И всякие неприятные мелочи постепенно начинают заслонять эту уверенность всё реже и реже.

Всем родителям, которым сложно даётся подростковый возраст их детей, мы рекомендуем родительский клуб, родительскую группу или тренинг для родителей. Это может быть интересным и развивающим опытом.

Вместе с этой страницей ищут: подростки, консультация психолога

1 10

(Голосов: 23, Рейтинг: 7.08)

Комментарии к статье (0) (показать)

Постоянные авторы

Возврат к списку