Образование
МГУ им. М.В. Ломоносова (диплом по психологии и удостоверение переводчика с французского языка по специальности "Психология")
1991 г. – присуждена степень кандидата биологических наук;
1995 г. – окончила курсы ВОЗ в Санкт-Петербурге по поддержке и поощрению грудного вскармливания;
1998-2002 г.г. – прошла обучение по программе "Искусство психотерапевта" (Международный институт гуманистических исследований; Калифорния, США)
2000 г. – прошла обучение у основателя экзистенциально гуманистической психотерапии Дж.Бьюдженталя (США)
2002 г. – окончила мастер-класс к.м.н. Добрякова И.В по программе "Перинатальная психология, психопатология и психотерапия" (удостоверение МАПО Минздрава РФ)
2004 г. - Участник международной программы "Экзистенциальная психотерапия: теория, практика и супервизия" (Экзстенциально-Гуманистический Институт, Сан-Франциско)
2006 г. - закончила программу профессиональной переподготовки по программе «Менеджмент некоммерческой организации» (диплом о профпереподготовке) Высшей школы экономики (Москва).
2007 г. - в рамках реализации инновационного образовательного проекта в МГППУ прошла стажировку по теме «Социально-психологическая помощь будущим и молодым матерям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации» в Университете Пьера Мендеса (Франция, Гренобль).
2009 г. - сертификат по программе «Конструирование и применение тестов знаний в системе мониторинга качества оброазования в ВУЗе» (Лаборатория «Гуманитарных технологий», Москва)
Научные интересы, практика
Разработка научных проблем
- исследование репродуктивных и родительских установок различных групп взрослого населения;
- специфика родительского поведения женщин различных возрастных когорт;
- проблемы комплексного научно-методического обеспечения профессиональной подготовки специалистов в области перинатальной психологии;
- формирование родительской сферы личности в детском, подростковом и юношеском возрасте;
- создание системы непрерывного образования родителей (от дошкольных учреждений до вузов);
- психология беременности и родов;
- психология материнства и отцовства;
- трансформации семейной системы в связи с рождением детей;
- психолого-педагогическое сопровождение матерей группы риска по девиантному родительскому поведению;
- психологическое сопровождение при пре- и перинатальных утратах;
- психологические аспекты грудного вскармливания;
- организация служб ранней помощи;
- детско-родительское взаимодействие в раннем возрасте
Авторские разработки:
- Учебные программы для родителей:
- «Психолого-педагогическая подготовка к материнству и отцовству»
- «Социально-психологическая поддержка беременных женщин групп риска по девиантному материнскому поведению»
- Образовательные программы для специалистов
Профессиональная переподготовка (508 часов)
- «Психологическая подготовка будущих родителей к воспитанию ребенка (в перинатальном периоде, младенчестве и раннем возрасте)»
Повышение квалификации
- «Социально-психологическое сопровождение беременных женщин групп риска по девиантному материнскому поведению» (144 часа)
- «Психология беременности» - курс для врачей акушерско-гинекологических учреждений (72 часа)
- «Повышение родительской компетентности будущих и молодых родителей на базе ДОУ» (36 часов)
- «Психологическое сопровождение семьи после утраты в пре- и перинатальном периоде» (36 часов)
Преподавательская деятельность
- с 1999 г. по настоящее время - авторский курс "Перинатальная психология. Психология родительства" для специалистов в области психологии, медицины и педагогики в России и за рубежом в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Министерства Образования и Науки РФ
- с 2002 г. - доцент кафедры возрастной психологии МГППУ (авторский спецкурс "Перинатальная психология»,);
- с 2007г. - руководство диссертационными работами в области перинатальной психологии
Стаж педагогической работы 10 лет.
Общественная деятельность:
- с 1997 г. - участие в организации и деятельности интернет-сообщества www.mama.ru (Национальная Интел интернет премия 2001г.)
- c 1999 г. - создание интернет-страницы для специалистов по перинатальной психологии www.mama.ru/birth.
- с 2000 г. - участие в интернет-проектах www.mother.ru; www.rodi.ru;
- с 2002 г. - сопредседатель секции перинатальной психологии Российского Общества Психологов;
- c 2002 г. - разработчик и ведущий курсов по основам психологии межличностного общения для врачей учреждений детства и родовспоможения ЮЗАО г. Москвы;
- с 2002г. - инициатор создания и член Координационного совета Минздрава России по оказанию медико-психологической помощи в лечебно-профилактических учреждениях детства и родовспоможения (председатель Совета - зам. Министра здравоохранения РФ Шарапова О.В.).
- с 2003г. - создание сайта для беременных женщин www.mamapapa.ru;
- с 2004г. - участие в организации и деятельности интернет-портала для беременных женщин и молодых родителей www.dekret.ru, www.mamahelp.ru, psyparents.ru
Учебные курсы:
- «Перинатальная психология»
- «Семейное консультирование»
Практическая деятельность
- 1991 г. – создание программы работы с семьей в период ожидания ребенка и его раннего возраста,
- 1993 г. – организация Школы для Мам и Пап, руководство деятельностью Школы и ведение занятий а) по подготовке будущих родителей, б) по обучению детей раннего возраста, в) по воспитанию детей раннего возраста.
- 2002 г. – зав. Учебно-производственной лабораторией факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ)
- 2003 г. по настоящее время - руководитель Службы ранней помощи Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Гармония" ЦОУ департамента образования г.Москвы
Стаж психологического консультирования 14 лет.
Публикации:
Книги:
- Грудное вскармливание – залог здорового развития ребенка. - М., 1995, 1997, 1998.
Статьи:
- Раздел "Психолог в детской поликлинике" // Информационно-методическое письмо Минздрава РФ по поощрению грудного вскармливания в Российской федерации. - М., Минздрав РФ, 1998.
- Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни // Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. Мат. Росс. Конф. 26-28 мая 1999 г. - Санкт-Петербург-Иваново, 2000. с.312-320.
- Методика свободного рисунка в психологической подготовке к материнству и отцовству // Тезисы доклада на конференции по психотерапии 17-21 июня 2000 г. - М., 2000.
- Раскрытие темы родов в групповой подготовке к родам в роддоме // Перинатальная психология и медицина. Материалы конференции по перинатальной психологии. 25-27 мая 2001г., - С-Пб., 2001.
- Программа работы с семьей в период ожидания ребенка и его раннего детства в условиях дошкольных образовательных учреждений // Воспитание и развитие детей раннего возраста. Материалы Российской конференции. - М.: Минобраз РФ, 2001.
- Задачи и методы работы Школы будущих матерей по созданию оптимальных психолого-педагогических условий развития ребенка // Новые формы дошкольного воспитания. Тезисы докладов совещания ЦОУ департамента образования г.Москвы. - М., 2002.
- А не родить ли мне? // Домашний очаг. 2002. Сентябрь.
- Это может наш папа // 9 месяцев. 2002. № 11.
- Анализ запроса на психологическую помощь врачей и пациентов учреждений родовспоможения и детства в России // Экология и репродукция. Российская конференция. 18-19 марта 2003. - М., 2003 (в соавт.).
- О применении экзистенциального гуманистического подхода в психологическом консультировании беременных женщин и молодых родителей // Перинатальная психология и психология родительства. (Приложение к журналу "Психолог в детском саду") - М., 2003.
- Психологическая служба поддержки беременных женщин и молодых родителей // Психологическая наука и образование. 2004. № 3.
- Психологическая подготовка будущих родителей к воспитанию детей. Сборник к 10-летию МГППУ, 2007
- Исследование потребности в социально-психологической поддержке у матерей с детьми младенческого и раннего возраста. «Ребенок в современном обществе» Сб. научных статей/М.МГППУ, 2007 (в соавторстве с Т.О.Арчаковой)
- Роль матери и отца в воспитании детей раннего возраста. Сборник статей «Формирование компетентного родительства». Под редакцией В.И.Лопатиной. М., 2008
- Формирование родительской компетентности у будущих родителей. Сборник статей «Формирование компетентного родительства». Под редакцией В.И.Лопатиной. М., 2008 (в соавторстве с О.И.Самуйловой)
- Папа и малыш: первые шаги общения. Ж. «Хэппич» (специализированный журнал для родителей).Москва, 2008, №5, с.38-39
- Правила грудного вскармливания. Ж. «Хэппич» (специализированный журнал для родителей).Москва, 2009, №7, с.2-3
- Как сделать материнство счастлитвым. Психологическая газета «Мы и мир», 2009, №2, с1-3
Статьи в Интернете:
- Семья в ожидании ребенка // http://www.mama.ru
- Что такое перинатальное воспитание и зачем оно нужно? // https://psyparents.ru
- Рецепт от страха: поход по магазинам (psyparents.ru)
- Природа, мама и ребенок: общение до рождения (psyparents.ru)
- Папа, мама: мы ждем ребенка! // https://psyparents.ru
- Как стать идеальной мамой // https://psyparents.ru/
- Послеродовая депрессия: заболевание или каприз? // https://psyparents.ru
- Развиваем ребенка от 2 до 3 месяцев // https://psyparents.ru
- Первые уроки любви // https://psyparents.ru
- Шаги в мир // https://psyparents.ru
- Развитие младенца на 6-8 месяцах // https://psyparents.ru
- Игры с младенцем 3-4 месяцев // https://psyparents.ru
- Непонятная тоска // https://psyparents.ru
- A не родить ли мне? http://www.mamapapa.ru/plan-berem/rodit.html
- Новорожденный и мама: общение с первых дней http://www.mamapapa.ru/dets-psyh-sovet/novimam.html
- Адаптация к детскому саду http://www.mamapapa.ru/dets-psyh-sovet/adapykdetsad.html
- Отцы и младенцы http://www.mamapapa.ru/dets-psyh-sovet/otcimlad.html
- Няня - выбираем грамотно. советы психолога http://www.mamapapa.ru/dets-psyh-sovet/nyanyavibgr.html
- Психологическая наука и образование (1, 2011)Роль психологической подготовки и поддержки в реализации родительских функций
- Психологическая наука и образование PSYEDU.ru (5, 2010)Деятельность материнских центров по профилактике отказов от ребенка (на примере центра «Шармиран», Гренобль, Франция)
- Психологическая наука и образование (3, 2004)Психологическая служба поддержки беременных женщин и молодых родителей
Печатные учебные пособия
- «Психологическая подготовка будущих родителей» (в соавторстве)
- «Методики диагностики и развития родительской сферы в перинатальном периоде, младенчестве и раннем возрасте» (сборник)
- Хрестоматия «Психология беременности»
Мультимедийные учебные пособия
- «Мама и малыш: первый год»
- «Диагностика психологической готовности будущих родителей к воспитанию детей (на основе интервью по шевелению)»
- «Диагностика материнской компетентности»