профессор кафедры "Педагогическая психология" факультета "Психология образования" МГППУ
Актуальность данного анализа связана с недостаточной изученностью проблемы профессионального самоопределения, особенно в подростковом возрасте, когда ребенок фактически еще проживает в семье своих родителей. Также недостаточно осмысленна роль семьи как в оказании помощи своему самоопределяющемуся ребенку, так и в плане планирования собственных (семейных) перспектив развития. Кроме того, следует отметить глобальность данной проблемы, поскольку фактически в каждой семье, где воспитывается ребенок, один из наиболее важных, сложных и болезненных вопросов связан с тем, кем он будет, когда вырастет, и в плане профессиональном, и в плане личностном. Часто успехи ребенка в будущей карьере являются главной гордостью его родителей, а то и вообще смыслом существования некоторых семей. Есть основания полагать, что и в профессиональном самоопределении, и в плане построения собственно семейных (а шире — и интимных) отношений имеется много общего. Поэтому данный сравнительный анализ мог бы позволить лучше понять как специфику каждого из этих видов самоопределений (профессионального и интимно-личностного), так и их взаимосвязь и взаимозависимость.
С самого начала следует уточнить понятия. Профессиональное самоопределение сводится к поиску (и постоянному уточнению в течение всей жизни) личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой трудовой (профессиональной) деятельности. Это ситуация, когда человек не просто что-то делает, производит или зарабатывает деньги, а может ответить для себя на вопрос, зачем он это делает? Не самоопределившийся человек в каком-то смысле напоминает «полезное животное» (или просто «явление природы»), которое не способно осознать смысл своих действий. При этом полезное животное может выполнять довольно сложные и важные функции (например, известно, что и настоящие домашние собаки и кошки могут быть прекрасными «психотерапевтами» и т.п.). Психологический парадокс состоявшегося профессионального самоопределения (когда человек все-таки находит смысл своего действования) заключается в том, что человек может выполнять свою работу даже не очень хорошо, но он при этом все-таки понимает, зачем он работает.
Полный текст читайте на сайте факультета "Психология образования"
1 | 10 | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Смирнова Е.О. (32 статей)
Ражников В.Г. (29 статей)
Авдеева Н.Н. (28 статей)
Мещерякова - Замогильная С.Ю. (22 статей)
Галигузова Л.Н. (20 статей)