Авторы

профессор кафедры  "Педагогическая психология" факультета "Психология образования" МГППУ

Все авторы >>

Сравнительный анализ интимно-семейого и профессионального самоопределения

Автор: Пряжников Н.С.

<p><a href="http://www.fpo.ru">www.fpo.ru</a></p>

Рубрика: От 13 до 16 лет

Актуальность данного анализа связана с недостаточной изученностью проблемы профессионального самоопределения, особенно в подростковом возрасте, когда ребенок фактически еще проживает в семье своих родителей. Также недостаточно осмысленна роль семьи как в оказании помощи своему самоопределяющемуся ребенку, так и в плане планирования собственных (семейных) перспектив развития. Кроме того, следует отметить глобальность данной проблемы, поскольку фактически в каждой семье, где воспитывается ребенок, один из наиболее важных, сложных и болезненных вопросов связан с тем, кем он будет, когда вырастет, и в плане профессиональном, и в плане личностном. Часто успехи ребенка в будущей карьере являются главной гордостью его родителей, а то и вообще смыслом существования некоторых семей. Есть основания полагать, что и в профессиональном самоопределении, и в плане построения собственно семейных (а шире — и интимных) отношений имеется много общего. Поэтому данный сравнительный анализ мог бы позволить лучше понять как специфику каждого из этих видов самоопределений (профессионального и интимно-личностного), так и их взаимосвязь и взаимозависимость.

С самого начала следует уточнить понятия. Профессиональное самоопределение сводится к поиску (и постоянному уточнению в течение всей жизни) личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой трудовой (профессиональной) деятельности. Это ситуация, когда человек не просто что-то делает, производит или зарабатывает деньги, а может ответить для себя на вопрос, зачем он это делает? Не самоопределившийся человек в каком-то смысле напоминает «полезное животное» (или просто «явление природы»), которое не способно осознать смысл своих действий. При этом полезное животное может выполнять довольно сложные и важные функции (например, известно, что и настоящие домашние собаки и кошки могут быть прекрасными «психотерапевтами» и т.п.). Психологический парадокс состоявшегося профессионального самоопределения (когда человек все-таки находит смысл своего действования) заключается в том, что человек может выполнять свою работу даже не очень хорошо, но он при этом все-таки понимает, зачем он работает.

Полный текст читайте на сайте факультета "Психология образования"

1 10

(Голосов: 1, Рейтинг: 6.59)

Комментарии к статье (0) (показать)

Добавить свой комментарий

Имя
E-mail
Сообщение
Защита от автоматических сообщений
Защита от автоматических сообщений

Возврат к списку