Профориентация в стране обесцененного труда

Автор: Пряжников Н.С.

03.04.2009

Рубрика: От 13 до 16 лет

В нормальных условиях помощь школьнику в профессиональном и личностном самоопределении должна быть ориентирована на поиск смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности. Как известно, по-настоящему личность реализует себя в общественно-полезном, а главное – в личностно значимом труде, поэтому еще в глубокой древности подготовка ребенка к любому труду освящалось целыми ритуалами и носила даже мифологический характер. При этом предполагалось, что такой священно-мифологический смысл можно было обнаружить практически во всех видах трудовой деятельности.

Но со временем, по мере общественного разделения и дифференциации труда на профессии управленческие и исполнительские, на труд умственный и физический общественная ценность, а главное – личностная значимость труда становятся неодинаковыми. На первое место все больше выходят так называемые «престижные» профессии. Соответственно меняется (а фактически – уже давно изменился) и характер профориентационной помощи молодому человеку. Как пишут некоторые современные авторы, главное при построении «успешной карьеры» - это «добиться престижного положения в обществе и высокого уровня дохода»…

Заметим, что в этом случае смысл ищется не в самом труде или профессии, а как бы вне их, в частности, в престиже или в заработке. Но еще Э.Фромм отмечал, что именно такая ситуация формирует «отчужденный характер», когда человек и его дело разъединены, и что именно это часто ведет к серьезным внутренними противоречиям и в итоге делает человека несчастным. Ведь человеку приходится основную часть своего активного времени и творческих сил тратить на дело, которое само по себе для него чужое…

Именно о таких людях Э.Фромм говорит как о «рыночных личностях». «Сущность рыночной личности, - пишет Э.Фромм, - это пустота, которую скорейшим образом можно наполнить желаемым образом». Действительно, если человек внутренне «пуст», т.е. у него нет системы принципов и идеалов, то ему проще подстраиваться под конъюнктуру «рынка профессий», чем человеку с устоявшейся системой ценностей и смыслов. Полноценная личность («неотчужденный характер» – по Э.Фромму) должна еще разобраться, в какой мере предлагаемая на «рынке труда» профессия или место работы будут соответствовать его интересам и ценностям, тогда как «рыночная личность» готова на все, ее главный принцип – «я есть то, чего изволите», т.е. «я готов быть таким, как надо, лишь бы мне за это заплатили»…

Самое парадоксальное, что большинство современных подростков и их родителей именно так понимают сущность профориентационной помощи. Часто это проявляется в следующих позициях: «Помогите нам получше устроиться в этом мире», «Помогите добиться успеха»… Иногда подростки рассуждают примерно следующим образом: «Сначала надо чего-то добиться в жизни, заработать побольше денег, а уж потом заняться любимым делом»… Надо признать, что во всех этих и подобных позициях есть свое рациональное зерно. Но все-таки получается, что труд, профессиональная деятельность из личностно значимых все больше превращаются лишь в средство построения «успеха», т.е. становятся чем-то внешним по отношению к внутреннему миру, к «душе» самоопределяющегося школьника.

При этом на первый план все больше выходит способность «предлагать», «рекламировать» себя при поступлении на работу и в различные профессиональные учебные заведения, а также способность «выигрывать соревнование» у своих конкурентов. Обращаем внимание, что часто такие «соревнования» и соответствующие «выигрыши» предполагают не столько способность к труду или к профессиональному образованию, сколько способность «умело преподносить и продавать себя»…

Примерно об этом писал еще в 50-е гг. известный американский социолог Р.Миллс: «…поспешные отсталые педагоги приспособили свои представления о содержании и практике педагогической деятельности к требованиям воспитания стандартных людей… они часто преподносят учащимся различные пустяки и пошлости, относящиеся к ловким приемам достижения успеха на профессиональном поприще и к искусству «приспособления к жизни»…

Ситуацию в современной профориентации, которая сложилась не только в современной «рыночно-базарной» России, но и во многих других странах можно охарактеризовать словами Э.Фромма: «Проповедь труда утрачивает силу, первостепенной становится проповедь продажи труда».

Но если большинство подростков и их родителей видят смысл профоринетационной работы именно в этом, то имеет ли право педагог или психолог-профконсультант навязывать им иное представление. Например, представление о том, что «труд должен облагораживать человека», что «важно не то, сколько ты зарабатываешь, а то, как оценивают твой труд окружающие», или представление о том, что «главным критерием твоего труда является собственная совесть»… Но многие клиенты, как мы уже отмечали, сначала хотят «как-то устроиться в этой жизни», а уж потом «выбрать дело по душе и по совести»…

В контексте всех этих рассуждений получается, что профориентация как ни одно другое направление практической психологии выводит нас (и многих наших клиентов) на проблему смысла трудовой деятельности, на проблему морали и нравственности. Поэтому прежде, чем серьезно заниматься конкретной профориентационной помощью психологу-профконсультанту следовало бы самому сориентироваться во всех этих проблемах.

Но реально получается так, что далеко не все профконсультанты даже стремятся к этому. Во-первых, многие из них уже освоили определенный минимум практических профориентационных методик (по выявлению профессиональных склонностей, по определению некоторых профессиональных способностей и т.п.), что и позволяет им чувствовать себя вполне «полноценными» специалистами. Во-вторых, профконсультантам часто приходится проводить свою работу в экстренном режиме, когда нужно срочно решать проблемы школьника, связанные с выбором профессии и учебного заведения: тут уж точно не до мировоззренческих проблем… Наконец, в-третьих, психологическая наука и многие преподаватели психологии всячески стараются уходить от сложных нравственных проблем, которые буквально пронизывают всю нашу общественную жизнь. В итоге получается, что профконсультантов не готовят к осмыслению (и пониманию) этих проблем, а часто просто «натаскивают» по разным упрощенным методикам, чтобы они смогли оказать самоопределяющемуся подростку «хоть какую-то помощь»…

При этом, кто-то из психологов-теоретиков и психологов-разработчиков «оправдывают» себя тем, что, мол, сейчас все равно в этих проблемах не разберешься, лучше это сделать потом, когда «жизнь наладится» и общество успокоится… Но школьнику-то приходится самоопределяться в данное время и он вынужден сам решать эти проблемы. Для самоопределяющегося подростка ситуация осложняется тем, что в современных средствах массовой информации идея «продажи себя на рынке личностей» (по Э.Фромму) искусно рекламируется и пропагандируется. Поэтому современному подростку очень трудно преодолеть ложные жизненные и профессиональные ориентации. Иногда подростку нужна хотя бы моральная поддержка, хотя бы «намек» со стороны преподавателя или психолога-профконсультанта на то, что даже в наше непростое («нелегкое») время и честный, и творческий труд тоже важны, и даже особенно важны…

«Но ведь за честный и творческий труд мало платят», - скажет школьник. И тогда педагог-психолог мог бы объяснить ему, что именно в трудные эпохи появляется реальная возможность проявить себя как Личность, тогда как в благополучные, стабильные эпохи слишком много жизненных соблазнов и многие часто растрачивают свои лучшие силы на «растительную» жизнь «стандартных людей» (по терминологии Р.Миллса).

Естественно, все это не означает, что выпускника школы следует ориентировать исключительно на «трудный» и «малооплачиваемый» путь построения своей профессиональной карьеры. Вероятно, при оказании помощи в планировании карьеры важно найти «золотую середину», когда, с одной стороны, человек сможет себя обеспечить материально (то есть хотя бы не пропадет в этом жестоком мире), а с другой стороны, сумеет сохранить свое человеческое достоинство и все-таки найдет для себя смысл в той профессиональной деятельности, которая и станет его профессией.

Традиционная схема организации профориентационной работы предполагает: выявление с помощью психологических тестов и опросников профессиональные склонности, профессиональные способности, информирование школьника об особенностях профессий, о профессиональных учебных заведениях и путях реализации своих намерений. Часто школьники и их родители ожидают готовой «рекомендации» о выборе профессии и учебного заведения, а профконсультанты, в свою очередь», «выдают» такие рекомендации… Все вроде бы логично и правильно.

Но во всем мире уже наметилась тенденция не столько давать школьникам готовые профконсультационные рекомендации, сколько постепенно готовить подростка самостоятельно делать важные жизненные выборы: только в этом случае можно говорить о «профессиональном и личностном самоопределении». В свою очередь, такая постепенная, систематическая работа требует не только много времени и сил самых разных специалистов, но и специальной подготовки психологов-профконсультантов. К сожалению, профориентационная работа во многих школах фактически свернута и вообще не понятно, какое ведомство за нее отвечает. Например, Министерство среднего и профессионального образования РФ просто нищее, а в Министерстве труда, которому как раз и принадлежат Центры занятости населения работа с молодежью рассматривается как «дополнительная услуга»… В таких «замечательных» условиях рассчитывать приходится только на педагогов и психологов-энтузиастов, а также на тех работников системы образования, у которых еще осталась профессиональная совесть и чувство долга. Ведь еще К.Д.Ушинский писал, что главнейшая цель семейного и школьного воспитания – это «…готовить дитя к труду», причем к труду «общественно-полезному».

Если все же обозначить основные направления профориентационной работы со школьниками, то в дополнение к традиционной схеме можно добавить следующие: формирование у подростков ценностно-нравственной основы профессионального и личностного самоопределения; возобновление специальной подготовки школьных профконсультантов; разработку новых психолого-педагогических технологий, ориентированных на активизацию самостоятельности профессиональных и жизненных выборов подростков; построение новых типологий («пространств») профессионального и личностного самоопределения, отражающих изменившуюся социо-культурную ситуацию в России; разработку новых периодизаций профессионального развития личности с учетом изменившейся ситуации в стране.

В дополнение к этому следует обозначить и новые проблемы, подсказанные самой профконсультационной практикой. Во-первых, следует разобраться, что же именно выбирают большинство подростков: профессию, профессиональное учебное заведение или ориентируются на привлекательный образ жизни, где профессия и место учебы являются лишь «средством» для достижения успеха. Если признать, что большинство молодых людей выбирают именно привлекательный образ жизни, то следовало бы построить типологию всех возможных вариантов жизненного «успеха», чтобы было из чего выбирать – это было бы неплохим противовесом навязываемому через современные российские средства массовой информации единообразному (отвратительному в своей «стандартности») варианту «счастья».

Во-вторых, осознать, несколько нетрадиционную для профориентации проблему вхождения самоопределяющегося человека в социально-профессиональную среду, сначала в студенческую (учебно-профессиональную), а затем – и в среду работающих профессионалов (в профессиональную «тусовку»). Не секрет, что для молодежи привлекательность многих профессий предполагает идентификацию себя с представителями данной профессиональной общности, поэтому на первых порах освоения профессии – это прежде всего освоения норм и ценностей соответствующей социально-профессиональной среды. Для профориентационной теории и практики важно еще выделить нормы и ценности различных таких сообществ, поскольку нередко именно они и являются главными ориентирами для самоопределяющегося молодого человека. Часто важной «вехой» при построении карьеры для многих людей как раз и является ситуация, когда можно сказать: «Вот теперь я член «тусовки» («психолог в тусовке», «журналист в тусовке» и т.п.). Правда, чем-то все это напоминает «воров в законе»...

Но уже на последующих этапах профессионального становления перед частью молодых людей (студентов или уже работающих специалистов) может возникнуть и другая проблема – проблема выхода из данной социально-профессиональной среды, «безболезненное прощание с тусовкой». Ведь известно, что «тусовка», давая определенные преимущества при построении успешной карьеры, нередко сильно препятствует творческому самовыражению и самореализации молодого работника, поскольку главный «грех» для многих социально-профессиональных сообществ – это «собственное мнение». Вырваться из-под власти стереотипа своей «тусовки» - значит заплатить за это одиночеством и непониманием со стороны тех, на кого раньше можно было опереться…

Но тогда перед профконсультантом возникает парадоксальная этическая задача: уберечь самоопределяющегося подростка от преждевременного нравственного творчества, иначе окружающие ему этого не простят и уже на первых этапах карьеры сильно осложнят его положение (особенно это касается тех подростков, у которых слабые морально-волевые психологические «тылы»). Получается, что одним из важнейших элементов профконсультационной помощи может стать подготовка самоопределяющегося человека к «оптимальным внутренним компромиссам» на пути построения своей профессиональной карьеры. Суть таких компромиссов в том, чтобы с одной стороны, пойти на определенные уступки (принять ситуацию такой как она есть, в том числе, и нормы социально-профессиональной «тусовки»), а с другой стороны, сохранить свое достоинство и совесть.

Опыт практической работы со старшеклассниками показывает, что все эти проблемы нельзя обсуждать в режиме «морализаторства». Ценностно-нравственная подготовка к самоопределению должна чем-то напоминать работу художника, когда лишь осторожными «штришками» и «мазками» удается постепенно формировать иные смысловые образы окружающего мира (и ситуации в стране), чем это делается нынешней пропагандой, которая мастерски низвела честный творческий труд до посмешища.

Естественно, для такой работы требуются не только мастерство и энтузиазм педагогов и психологов, но и конкретные практические методики. К настоящему времени часть таких методик уже используется в работе со старшеклассниками, например, методики, построенные в виде ироничного моделирования деятельности «ново-русских» стереотипов: игра-шутка «Бизнес-риск-мен», игра-шутка «Торг», карточная игра-шутка «Сударь-государь», шутливые опросники «Как поживаешь?» и «Самооценка нравственности, гражданственности – СНГ», карточные игры «Страшный Суд», «Человек-судьба-чёрт» и др. Конечно, подобных игр должно быть гораздо больше. Проблема «добра и зла», «совести и компромисса», «достоинства и продажности» должна стать особой темой специальных дискуссий и профоринетационных игр.

Если немного помечтать, то главная цель понимаемой таким образом профориентационной работы, а точнее – работы по формированию готовности подростка к профессиональному и личностному самоопределению сводится к развитию интеллигентности, независимо от уровня профессионального образования. Сама интеллигентность (даже несмотря на имеющееся у многих обывателей «отвращение» к этому понятию) понимается как готовность сконцентрировать свои силы и таланты для культивирования высших идеалов добра и справедливости. При этом важной чертой образованного интеллигента следует считать внутренний долг перед теми людьми (народом), которые в силу разных обстоятельств не смогли получить соответствующее образование и воспитание, а значит были лишены счастливой возможности реализовать себя в труде в полную меру…

1 10

(Нет голосов)

Комментарии к статье (0) (показать)

Добавить свой комментарий

Имя
E-mail
Сообщение
Защита от автоматических сообщений
Защита от автоматических сообщений

Возврат к списку