доцент кафедры "Возрастная психология" факультета Психология образования" МГППУ, начальник информационно-аналитического управления МГППУ
Как говорила одна моя знакомая, опытная акушерка, нельзя научить рожать, но можно правильно психологически настроить. Я готовлю женщин к тому, чтобы прожить и прочувствовать роды в контакте с ребенком. Ведь природа не предусмотрела излишней боли в родах: то, что мы чувствуем – это конструктивные ощущения, и они необходимы, предусмотрены природой. Зачем?
Во-первых, чтобы женщина не заснула во время родов, ведь это процесс длительный и утомительный, а мать должна бодрствовать, чтобы обеспечить выживание ребенка. Начинаются роды у млекопитающих ночью. Природа предусмотрительно подстраивает выработку соответствующих гормонов под темное время суток, когда будущей матери легче расслабиться, отключить кору и довериться ощущениям своего тела.
Во-вторых, сигналы, поступающие от тела, заставляют женщину двигаться, принимать позы, помогающие правильному течению родов. Мы тужимся, потому что появляется позыв, который заставляет сделать это. Поэтому же женщина естественно переходит в родах на то дыхание, которое на курсах, во время обучения, могло казаться ей неестественным.
В-третьих, в родах вырабатываются эндорфины – гормоны радости (природные наркотики), притупляющие болевые ощущения, причем пик из выработки приходится на период прохождения ребенка через шейку матки, именно в ней и сосредоточены болевые рецепторы. Как мне удалось установить в исслдеовании, опросив несколько сот женщин, при физиологичном течении родов интенсивные болевые ощущения приходятся лишь на последние сорок минут – полтора часа перед потугами. В этот период активно вырабатываются адреналин и эндорфины – гормоны, которые придают высший эмоциональный накал переживаниям матери от встречи с ребенком. Таким образом, природа заботится о том, чтобы у матери сразу после рождения возникло сильное желание защищать своего ребенка и быть с ним.
То, что женщина ощущает в родах, отличается от патологической боли. Во–первых, по смыслу. Патологическая боль – сигнал опасности. Ощущения в родах – сигнал о том, что все идет по плану. Ощущение дает схватка, а схватка – именно то, что нужно для того, чтобы родить ребенка. В-вторых, по интенсивности. Ведь патологическая боль может вызвать болевой шок, болезненные ощущения при физиологических родах – никогда.
Схватки идут по нарастающей. Нужно учитывать, что боль при родах не непрерывная – в отличие, скажем, от зубной боли. Продолжительность первых схваток составляет порядка 15 секунд, а интервал – меньше получаса. Постепенно интенсивность схваток нарастает и продолжительность увеличивается, а интервал уменьшается. Но он будет всегда. Уже в потугах время схватки и интервал будут равны примерно минуте-полутора. Болезненными ощущения становятся на пике схватки. Таким образом, даже если схватка длится полторы минуты 9самая длительная схватка), болезненным будет период в 45 секунд. Совокупное время схваток (если представить себе монтаж, при котором вырезано все время между схватками) – составляет 2 часа из 12 часов родов средней продолжительности. Таким образом, большая часть родов – это промежутки между схватками. В интервалах между схватками нужно хорошо расслабляться, отдыхать, чтобы сохранить силы для последней фазы, когда придется работать, помогая ребенку появиться на свет. На курсах учат и как эффективно расслабляться разными способами, самой и при помощи партнера, и как проходить пик схватки, ныряя в нее как в волну, или общаясь с малышом, или отвлекаясь на дыхание, используя разные подручные средства и точечный массаж, помогающие справиться с болезненными ощущениями.
За счет того, что схватки идут по нарастающей, организм успевает привыкнуть к ним, что приводит к повышению болевого порога (то есть снижению чувствительности к боли).
Итак, как говорил персидский поэт Руми:
«Боль существует только в сопротивлении.
Радость — только в принятии.
Даже события, наполненные болью,
Становятся радостными,
Когда мы принимаем их с открытым сердцем;
Даже события, наполненные радостью,
Превращаются в болезненные,
Если мы не принимаем их.
Нет такой вещи, как плохой опыт…
Есть просто сопротивление тому, что есть.»
Повитухи знали это, оттого и распускали на одежде роженицы узелки, распускали ей волосы, раскрывали двери в доме.
Есть и физиологическое объяснение важности расслабления в родах. Если женщина пребывает в процессе родов в стрессе, напряжении, то нарушается биомеханизм родов. Стресс для – это сигнал опасности, подталкивающий индивида к тому, что надо бежать, нападать, спасаться , а все другие процессы, не направленные на спасение организма, приостанавливать. Выработка окситоцина (гормона, который управляет родами) снижается в такой ситуации вплоть до полного прекращения родовой деятельности. В такой ситуации врачам, возможно, придется прибегнуть к стимуляции, а это само по себе может сделать роды более болезненными и стремительными. Женщина в состоянии стресса зажимается, напрягает мышцы, что создает дополнительные болевые ощущения. Выделяемые гормоны стресса снижают выработку эндорфинов, лишая роженицу естественного обезболивания.
Таким образом, женщине не под силу управлять процессом родов, а мешать – вполне возможно. Некоторые курсы готовят женщину к идеальным родам. Для этого от нее требуется проделывать регулярно целый ряд физических и дыхательных упражнений, точно следовать инструкциям ведущего. Однако при такой подготовке упускается, что в родах всегда есть место неопределенности. Как бы ни сложились обстоятельства, женщина должна быть готова принять свои роды такими, какими они будут. Нужно помнить, что все-таки цель – не сам процесс родов, а рождение здорового ребенка. Нередко жесткие установки, враждебный настрой по отношению к любым медицинским вмешательствам заканчивается наступлением разочарования от своих родов, даже при рождении замечательного малыша. В родах важно быть «здесь и сейчас».
В том-то и состоит хорошая психологическая подготовка, что роженица занимает конструктивную позицию в отношении своих родов. Она перестает сопротивляться им. Она идет на роды с радостью от предвкушения встречи с ребенком, открытая опыту познания и настроенная трудиться, она доверяет своему телу и готова вступать при необходимости во взаимодействие со специалистами.
1 | 10 | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Смирнова Е.О. (64 статей)
Галигузова Л.Н. (51 статей)
Авдеева Н.Н. (50 статей)
Мещерякова - Замогильная С.Ю. (36 статей)
Ражников В.Г. (29 статей)