Авторы

доцент кафедры социальной психологии СПбГУ, директор НОУ ДО "Архитектура Будущего".

Все авторы >>

Игры, развивающие внимание

Автор: Смирнова Е.О.

Рубрика: От 3 до 7 лет

Сосредоточенность на каком-либо деле или предмете - совершенно необходимое условие любой деятельности. Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни игра, ни выполнение любых практических действий, ни тем более обучение.

Между тем внимание у детей дошкольного, а нередко и школьного возраста развито очень слабо. Внимание маленького ребёнка можно сравнить с бабочкой, которая легко перелетает с одного цветка на другой. Малыша в равной степени может заинтересовать любой предмет, его внимание постоянно перескакивает с одного на другое. В результате ребёнок может не слышать, о чём его просят, начав одно занятие, сразу переключиться на другое. Например, вы что-то объясняете, рассказываете или показываете, как сделать лодочку из бумаги. А по оконному стеклу ползёт муха, а рядом лежат карандаши... И вот эта муха или эти карандаши притягивают к себе ребёнка. Он долго смотрит на окно, потом перекладывает карандаши в коробке (а они гремят или даже падают на пол). Естественно, все ваши объяснения проходят мимо.

И порой такой "ученик" очень даже хочет научиться делать что-то или узнать новое, но, увы, не может сосредоточиться. Его действиями и его вниманием руководит "быстротекущая жизнь" вокруг него. А поскольку в ней каждую минуту что-то происходит, сосредоточиться на чём-либо просто невозможно. Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивность, которые так часто мешают и взрослым и самим детям, как правило, являются следствием неразвитого произвольного внимания, неумения управлять своим вниманием и поведением. Сам ребё нок не может справиться с этими недостатками. Ему необходимо вовремя помочь научиться управлять своим вниманием. При чём, такую помощь нужно оказывать как можно раньше, лучше всего, уже в начале дошкольного возраста - в 3-4 года.

Но как же можно заставить ребёнка заняться нужным и полезным делом? Или хотя бы несколько минут посидеть спокойно, сосредоточиться на чём-нибудь?

Самые простые способы всем известны. Например, нужно оградить малыша от лишних предметов, убрать всё, что может отвлечь его от полезного занятия. Дать в руки только то, чем он должен заниматься - картинки, конструктор, игрушки и пр. Это поможет малышу какое-то время посидеть спокойно и не приставать ко взрослым. Так мы и делаем, когда нам нужно заняться своими делами, а ребёнок мешает. Но всё это - меры, помогающие нам, взрослым, но нисколько не приносящие пользы самому ребёнку. Он от этого не становится хозяином своих действий и не учится управлять своим вниманием.

Задача взрослого состоит как раз в том, чтобы помочь ребёнку самому, добровольно преодолевать отвлекающие раздражители и удерживать поставленную задачу. В дошкольном возрасте это лучше всего происходит в игре.

Игру обычно рассматривают как наиболее свободную, непринуждённую деятельность, в которой ребёнок делает только то, что сам хочет. Но парадокс заключается в том, что именно в этой, максимально свободной от всякого принуждения деятельности, казалось бы целиком находящейся во власти эмоций, ребёнок раньше всего научается управлять своим вниманием и подчинять своё поведение определённым правилам. Как же это возможно?

Дело в том, что любая игра построена на определённых правилах - как нужно делать, а как нельзя, когда нужно действовать, а когда нужно подождать. Так что свобода в игре весьма относительна - она существует только в пределах игровых правил. Но главное в том, что играющий ребёнок берёт на себя эти ограничение добровольно, по собственному желанию. Более того, именно это подчинение принятому правилу (закону игры) доставляет ребёнку максимальное удовольствие. Если играющие нарушают правила - игра просто распадается. В обычной жизни ребёнок, подчиняясь правилу, отказывается от того, что ему хочется. В игре же подчинение правилу и отказ от действия по непосредственному импульсу приносит максимальное удовольствие. Специфическое удовольствие от игры связано как раз с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу - "я удержался от неправильного действия!", "я всё сделал правильно и вовремя".

Любая игра, в которой есть правила действия и игровая задача, способствует развитию произвольного внимания. Однако, обычно этот аспект выступает как вспомогательный, сопутствующий решению других задач. Здесь же мы предлагаем вам игры, в которых задача сосредоточиться, удержать внимание, не отвлекаться является главной, определяющей успех игры. Вот несколько таких игр.

1. РАЗ-ДВА-ТРИ - ГОВОРИ!

Эта игра может быть первым шагом в развитии целенаправленного внимания, в ней могут участвовать уже 2-3-летние дети.
Обычно, когда ребёнку предлагается какое-либо задание, состоящее из двух-трёх действий, он, не дослушав его до конца, начинает действовать и выполняет только часть. Это происходит потому, что малыш не может удерживать с своём сознании несколько условий выполнения задания, и реагирует только на первое. Данная игра учит детей удерживать и выполнять два разных условия выполнения задачи: одно из них - узнать предмет на картинке и правильно назвать его; второе - удержать уже известный ответ и не называть предмет раньше времени.

В качестве игрового материала можно использовать картинки, отражающие предметное окружение ребёнка. Это могут быть знакомые вещи, узнавание которых всё же требует некоторых усилий от малыша. Например, предметы посуды (поднос, половник, дуршлаг), цветы (колокольчик, тюльпан, василёк), насекомые (жук, гусеница, стрекоза), одежда (шарф, костюм, купальник) и пр. Всего нужно набрать 10-15 картинок. Игру проводится следующим образом.

Вы предлагаете ребёнку поиграть с картинками. "Я буду показывать тебе интересные картинки по одной, а ты их называть. Только называть нужно не сразу, а после моего сигнала. Сначала внимательно посмотри, что нарисовано и вспомни, как это называется. Но ничего не говори, пока я не скажу:"Раз-два-три говори!" Если ты правильно и, главное, вовремя назовёшь картинку, ты получишь её в награду. Давай попробуем!"

После этого вы берёте первую картинку, предлагаете подумать, что на ней изображено, но не говорить сразу, а только приготовиться сказать. Слова "Раз-два-три - говори!" произносятся чётко, размеренно, а перед последним словом выдерживается небольшая пауза. Как правило, в первый раз ребёнок не может удержаться от ответа, если он его знает. Напомнив правило игры, вы объясняете ему его ошибку и показываете следующую картинку. Если же ребёнок даёт ответ вовремя, вы вручаете ему картинку как награду. Хорошо, если в такую игру играют несколько детей - тогда она происходит как соревнование - кто больше картинок выиграет.

2. ПАЛЬЧИК

В этой игре можно использовать те же картинки, что и в предыдущей. Чем больше будет картинок, тем труднее и напряжённее (а значит и интереснее) будет игра.

Для этой игры ребёнку обязательно нужен партнёр - желательно сверстник. Если такого нет, роль партнёра может выполнять взрослый (бабушка, дедушка, брат и пр.), который слегка подыгрывает малышу.

Перед игрой на столе раскладывается в два ряда 10-20 предметных картинок. Полюбовавшись картинками и уточнив название не слишком знакомых предметов, вы обращаете внимание играющих на то, что у каждого из них один палец на руке называется указательным, потому что он указывает на что-то. "В этой игре, - сообщаете вы,- указательный палец будет указывать ту картинку, которую я назову. Кто первый правильно укажет на картинку (т.е. поставит на неё свой указательный палец), тот её и получит.

Потом вы сажаете двух играющих друг напротив друга и просите поставить указательные пальцы правых рук на самый край стола и не поднимать их, пока не найдёшь нужную картинку. Основное требование игры - искать картинку глазами, а не руками (так стимулируется умственная активность). Движение - указательный жест - является лишь последним этапом решения задачи. Ограничительное правило - держать палец у края стола - помогает ребёнку удержаться от лишних движений руками.

Затем вы торжественно произносите слова:"Кто из вас раньше найдёт и покажет пальчиком .....ромашку (верблюда, чайник, зонтик и пр.)?" И наблюдаете, кто первым укажет нужную картинку.

Выполнение этого казалось бы несложного задания представляет для малыша немалую трудность. Она заключается в том, что ребёнок должен преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосредоточить внимание только на той, которую вы назвали. Поэтому в этой игре ребёнок учится управлять своим вниманием, что требует от него некоторых усилий. Но эти усилия вознаграждаются тем, что ребёнок получает найденную картинку за то, что он был внимательным.

3. ПРЯТКИ С ИГРУШКАМИ

Прятки - одна из самых любимых детских игр. Но далеко не всегда условия позволяют играть в неё. Мы предлагаем вам более простой вариант игры в прятки, который к тому же поможет развить устойчивость внимания. Способность удерживать определённую цель, не отвлекаясь на посторонние воздействия, очень важна для ребёнка. В этой игре такое удержание цели происходит естественно и добровольно, поскольку ребёнок сам заинтересован в том, чтобы довести дело до конца.

Игра заключается в поисках спрятанной игрушки. Сначала вы выбираете привлекательную для вашего ребёнка, но не слишком крупную игрушку (куклы, мишку, собачку и пр.) и немного играете с ней вместе, чтобы игрушка стала особенно привлекательной и приобрела свой характер. Потом объясняете, что эта игрушка, например зайчик, очень любит прятаться, и чтобы его искали. Вы просите ребёнка отойти в угол комнаты, закрыть глаза и не открывать их, пока вы не скажете "Пора!". Только не подглядывать! Пока ребёнок водит, вы прячете игрушку в какое-нибудь видное место в комнате, чтобы её можно было заметить, не открывая шкафы или ящики стола. Например, среди других игрушек, или на полку стеллажа, или на подоконник. Когда игрушка спрятана, вы говорите "Пора" и предлагаете ребёнку найти зайчика.

Если малыш ищет игрушку слишком долго, можно помочь ему, комментируя направления его поисков словами "Холодно" и "Горячо" - по мере приближения к спрятанному зайчику становится всё теплее. Когда ребёнок наконец найдёт своего зайчика, игру можно повторить, спрятав игрушку в менее заметное место, например, на верхнюю полку или под стол.

Особенно интересно эта игра проходит, когда играют двое детей, которые по очереди выполняют роли прячущего и водящего.

4.ВОЛШЕБНЫЙ СТОЛИК


Основная цель этой игры - учить детей замечать и осознавать окружающую их обстановку и происходящие в ней изменения. Для этого необходимо прежде всего управлять своим вниманием. Игра формирует такие важные качества как наблюдательность, сосредоточенность, устойчивость и произвольность внимания.

Для игры понадобится детский столик и несколько (5-8) игрушек средних размеров. Это могут быть куклы, игрушечные животные, машинки, самолётики, кубики, шарики, кукольная мебель и посуда и пр. Перед игрой нужно расположить эти игрушки на столике так, чтобы они изображали какую-либо сценку из кукольной жизни. Например, мишка спит на кроватке, кукла сидит в центре стола, и на коленях у неё шарик.

Вместе с ребёнком вы рассматриваете и обсуждаете эту сценку, задавая ему наводящие вопросы:"Что делает Мишка? Что в руках у куклы?" и пр. Трогать игрушки руками при этом нельзя. Когда ребёнок хорошенько рассмотрит эту сценку, попросите его отвернуться или отойти в сторону, а сами в это время поменяйте расположение игрушек на столе. Например посадите куклу и мишку напротив друг друга, как будто они перекатывают шарик.

Потом предложите ребёнку вернуться к столику и спросите: "Что здесь изменилось?". Малыш должен ответить, что раньше делали персонажи, и что терпеть, где они находились раньше, и где сейчас.

Ваша фантазия подскажет вам следующую сценку. Вы можете заменить куклу, одеть на неё бантик или платочек, можете прибавить или убрать какой-либо предмет и т.д. В содержание сценок можно внести элемент шутки. Например, поставить мишку вверх ногами, надеть ему на голову кастрюлю, спрятать куклу под кроватку и пр. Чем больше будет предметов и персонажей на столе, тем труднее будет заметить изменения. Но каждый раз нужно помогать ребёнку рассмотреть и осмыслить то, что произошло на вашей сцене, чтобы он вместе с вами назвал произошедшие перемены - как было и как стало.

Правило "Не трогать игрушки руками" нужно соблюдать строго и неукоснительно. Если ребёнок начнёт сам переставлять предметы, игру нужно прекратить, объяснив, что игрушки обиделись и больше показывать не хотят.

5.МИШКИНЫ ПРОКАЗЫ

Для игры вам потребуется пирамидка из 6-7 колец, плюшевый мишка с сумочкой на шее и маленькая куколка.

Усевшись за стол, вы вместе с ребёнком разбираете пирамидку и выкладываете её колечки в правильном порядке (от большего к меньшему) на столе, так, чтобы получилось ровная дорожка. Куколка может попрыгать по этой дорожке туда и обратно.

Неожиданно из-под стола появляется мишка, который восхищается разноцветной дорожкой и начинает разговаривать с ребёнком: "Смотри, какая у меня сумочка! Я принёс её, чтобы в неё что-то спрятать. А что, ты сейчас сам догадаешься. Закрой пожалуйста глаза на минутку, и не подглядывай, пока я не скажу!".Пока ваш малыш сидит с закрытыми глазами, вы аккуратно берёте одно из колечек и прячете его в мишкину сумочку, а остальные колечки сдвигаете так, чтобы не было промежутка между ними. После этого мишкиным голосом сообщаете: "А теперь открой глаза и угадай, что я спрятал!" Задача ребёнка заключается в том, чтобы обнаружить то место, где, как ему кажется, не хватает колечка. В это место он должен поставить свою куколку. Когда ребёнок обнаружит это место, мишка достаёт из сумочки спрятанное колечко и вы вместе проверяете, правильно ли решена задача и ровная ли получилась дорожка.

Эту процедуру "похищения" колечка нужно повторить несколько раз. Эта игра хорошо развивает сосредоточенность и устойчивость внимания, ведь малыш должен осознать порядок расположения колечек и сосредоточиться на их различиях по величине. Эти достаточно сложные для детей умственные действия требуют активного участия всех познавательных процессов - восприятия, памяти, мышления. Но главное условие решения этой задачи - сосредоточенность внимания.

Успех игры зависит от того, удастся ли вам с самого начала создать игровую ситуацию и захватить воображение ребёнка. Важно, чтобы он не подглядывал, когда мишка прячет колечко. Чтобы облегчить ожидание, можно подсказать некоторые приёмы: закрыть глаза и опустить голову на руки, завязать глаза платком, отвернуться и пр.

Все предложенные игры имеют сюжетный характер и проводятся с игрушками или с простыми картинками. Для маленьких детей это совершенно необходимо, поскольку до 5 лет дети ещё не способны к чисто умственной деятельности - им необходима игровая ситуация и конкретные действия. Но после 5 лет для развития внимания можно использовать специальные сложные картинки, в которых детям нужно обнаружить сходство или различия. Примеры таких картинок приводятся ниже (см. рис. с клоунами и с новогодней ёлкой). Подскажите ребёнку стратегию поиска различий и сначала попробуйте сравнивать картинки вместе, рассуждая вслух и задавая наводящие вопросы. Всячески поощряйте все успехи ребёнка.

Если к 6 годам ваш ребёнок научится самостоятельно сравнивать и анализировать изображения - это уже большое достижение в развитии его произвольного внимания.

1 10

(Голосов: 4, Рейтинг: 6.75)

Комментарии к статье (0) (показать)

Добавить свой комментарий

Имя
E-mail
Сообщение
Защита от автоматических сообщений
Защита от автоматических сообщений

Возврат к списку