Авторы

профессор Московского городского психолого-педагогического университетов.

Все авторы >>

А ангелочков у вас не продается?

Автор: Абраменкова В.В.

Рубрика: От 3 до 7 летОт 7 до 9 лет

Да, мы тоже изобретаем, а затем приобретаем игрушки для детей, исходя из своих потребностей, собственных, неосознаваемых порой, пристрастий. Посмотрите, что продается в наших отечественных магазинах и коммерческих ларьках.

Главный детский магазин страны - "Детский мир". Давайте вместе с вами отправимся по его залам – за игрушками.

Вот один отдел настольных игр: добрые старые кубики со сказками, мозаика, строительный конструктор – для малышей, и всё это по ценам, доступным семьям даже с очень скромным достатком. Эти игрушки доказали свою занимательность и свою воспитательную ценность многим десяткам поколений детей, развивая интеллект, сообразительность, приучая к терпению, тренируя мелкую моторику руки. А вот и веяние времени - Московский центр перспективных разработок предлагает настолько - печатные игры для младших школьников и подростков: "Пираты", "Повелитель Вселенной", "Завоеватель" (ориентирующие на проявление индивидуализма, гордыни и тщеславия на фоне ложной романтики); из мира "фэнтези" (инопланетяне, ископаемые чудовища, монстры – выходцы из преисподней (к которой "адаптируют" наших детей); из мира бизнеса (деньги, рынок, недвижимость, банки и пр.), в которых поощряется страсть к наживе, культивируется обман и мошенничество на примере "самого обаятельного и привлекательного" О. Бендера в игре "12 стульев". Есть также игра "Конкурс красоты" – пособие для девочек 8–14 лет: как подготовиться к участию в таком конкурсе, то есть, как получше выставить свое тело напоказ, используя наряды, косметику, борясь с претендентками-соперницами. Неужели мамы покупают эти игры? По отзывам продавщицы, весьма охотно. И таких игр здесь – большинство.

Замечу – преимущество настольных игр перед многими другими в том, что они предусматривают совместную деятельность нескольких участников, а значит, дают ребенку возможность позитивного общения со сверстниками. Думаю, к увиденным настольным играм это не относится. Что ж, посмотрим на кукол.

Оказывается, куклы могут быть не только для девочек, но и для мальчиков. Вместо миниатюрных солдатиков - крупный Бэтмэн (человек - летучая мышь из американского мультфильма) в разных обличиях, иногда в паре со своим звероподобным врагом, видимо, для организации и воплощения ребенком поединков - драк. На открытой витрине - американские же супермены - профессионалы (альпинист, пилот и... киллер с набором разнообразного оружия – от ножа и пистолета до лазера). Плоды такой дьявольской ориентации налицо. Недавно в телепередаче "Моя семья" выступал один молодой папа, который собирается ориентировать своего сына на высокооплачиваемую профессию киллера, а не на шофера или космонавта. Вероятно, эта игрушка – наглядное пособие для таких, как он. Игрушка хорошо продается, хотя стоит довольно дорого.

А что для девочек? Ну, конечно - кукла Барби - этот секс - символ и воплощенная мечта общества потребления - с бесстыдно подчеркнутыми женскими формами, в шикарной одежде; среди них "Барби - Пурпурная страсть", но есть и куклы Мерилин (Монро), Диана (принцесса). К куклам прилагается инструкция - программа: сколько у Барби должно быть подруг (оказывается, не меньше 8), одежды, мебели, косметики, "бой-френдов" и пр. Таким образом, формируется потребность и перспектива жизни – быть "как хорошая американская девочка".

Какую жизненную ориентацию для любой малышки символизируют собой эти пышные красавицы? Кто они – дочки? Подружки? Ни то, ни другое. Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а, к примеру, горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом и приводящей к ней "бой-френда". Мы, родители, что, действительно хотим для своих дочерей будущего интердевочки? На наших глазах архетип материнства незаметно подменили архетипом блуда. Это прекрасно чувствуют сами дети, правда, самые маленькие. Трехлетней девочке кто-то подарил Барби, которую ожидала печальная участь: после короткого знакомства с куклой и категоричной оценки - "плохая", девочка оторвала ей голову, затем руки-ноги и, разбросав по разным углам, принялась спокойно укладывать спать голыша Катю. Явная агрессия, так ярко впервые проявленная, была вызвана, вероятно, неприятием девочкой чего-то сущностного в Барби, того глубинного смысла, который несет в себе каждая игрушка, тем более – кукла. Пышная, чувственная Барби не могла и не должна была соседствовать с голышом, и девочка сделала выбор.

А почему, собственно, исчезли из продажи куклы-голыши, которым надо шить одежду, лечить их, кормить и нянчить? Вместо них в магазине – реальные, до жути новорожденные младенцы из пластика, абсолютно натуральные – как пособие для акушерок.

До сих пор я помню тот восторг и радость по поводу куклы, подаренной мне мамой в пять лет. Сродни тому трепетно-нежному чувству девочки, воспетому замечательным поэтом военной поры Дмитрием Кедриным в стихотворении "Кукла":

Как темно в этом доме!
Тут царствует грузчик багровый,
Под нетрезвую руку тебя колотивший не раз...
На окне моем - кукла.
От этой красотки безбровой
Как тебе оторвать
Васильки загоревшихся глаз?..

Да, на Барби так не смотрят сегодняшние девочки. Мне тоже не хочется задерживаться в этом отделе, пойдемте-ка лучше к мягким игрушкам – пушистым, теплым!

Самое главное достоинство мягкой игрушки – дарить нежность малышу. Эта ее особенность используется психотерапевтами и просто хорошими педиатрами; и, как показывает практика, – симпатичный мишка, пушистый слоник или лохматая собака способны "вылечить" ребенка от страхов и даже от ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глубинные потребности маленького существа. Неудивительно, что наши маленькие детки так любят пушистых зверят. Впрочем, почему только маленькие?! Когда моему сыну – большому и сильному – исполнилось 16 лет, и он, получив подарки, приличествующие его солидному возрасту, ходил по комнате, заглядывая под диван, в шкаф, под подушку, я догадалась, что он ищет... игрушку. И когда вечером после школы я вручила своему большому ребенку очаровательного енотика, который, будучи надет на руку, умильно умывает мордочку, вертит головой и хлопает лапками, я увидела неподдельную радость в глазах сына. Такой доброй игрушке – все возрасты покорны.

А что продается в "Детском мире" в отделе мягкой игрушки? Мы с вами увидим существ неизвестных видов и пород, невообразимо кричащей окраски, ни одну из них не хочется взять в руки, погладить. Правда, есть еще потрясающие в своей натуралистичности немецкие овчарки - кажется, они лучше, чем живые, но почему-то их тоже не хочется погладить. И цены - также "кусаются". Вот в центре зала на пальме сидит огромная (ростом с человека) черная обезьяна свирепого вида - если попадет в спальню ребенка (правда, ее стоимость по плечу, вернее, по кошельку, только "новому русскому"), то ночные страхи и невроз малышу обеспечены!

И наконец, большой стенд черных Мефистофелей (!) с надписью "Чертик" – одна из самых дешевых, кстати, игрушек. Из каких соображений исходили взрослые, проектируя, изготовляя и продавая эту игрушку? И есть ли у тех, кто ее придумал и кто изготовил, собственные дети? Какая-то мама, в растерянности стоящая у стенда, спросила: "А Ангелочков у вас нет?" – "Нету, Ангелочками не торгуем", – отрезала продавщица.

Напрашивается вывод: в Государственном центральном магазине представлена в подавляющем большинстве игровая продукция, не отвечающая элементарным психолого-педагогическим требованиям формирования морального сознания ребенка, его интеллектуального развития и духовного здоровья.

Конечно, можно возразить: неужели во всем огромном магазине не нашлось хороших игрушек и игр? А конструкторы "Лего"? А электронные игрушки, (Игрушечного Ангелочка не сыщешь днем с огнем - значит, сделаем сами! В конце этой книги вы найдете образец изготовления пальчиковой игрушки Ангелочка в домашних условиях - из ниток, пряжи, бусинок.) как говорят, "на пульте управления" - мечта каждого мальчишки?

Да, конструктору "Лего" отведен целый отдел, его рекламируют по телевидению, это яркие, красочные, как уверяют, экологически чистые игрушки, которые предполагают конструирование разнообразных сюжетов-картин. Но каких? Достаточно взглянуть на календарь "Лего", распространяемый бесплатно (в качестве рекламы) прошлой осенью на выставке "Мир детства". Это: "Вестерн", "Поиски сокровищ фараона", "Всемирные катастрофы", "Космические пришельцы" и разнообразные войны – вот едва ли не главная тематика.

Среди православных пап мое негативное отношение к "Лего" вызвало активное несогласие: игрушки развивают конструктивное мышление, учат различать цвета, тренируют мелкую моторику руки. Разве этого мало? Да, это все хорошо, но... Игрушки, в конечном счете, ориентируют ребенка на ино-культурные образцы и скрыто агрессивны. А недавно в храме я увидела мальчика лет трех, после службы в ожидании мамы играющего на лавочке с маленькими фигурками лошадей и наездников из "Лего". Крохотные лица в широкополых шляпах были нахмурены и оскалены, один, особенно агрессивного вида, с открытым ртом и выпученными глазами, видимо, изображал воинственную ярость. Подняв глаза, я увидела икону святого Георгия Победоносца, лик которого был умиротворительно спокоен в то время, как копье пронзало змия. Да – именно так! – гнев и ярость не должны проникать в сердце воина, доблесть русского оружия всегда сочеталась с милосердием к поверженному врагу. Невольно вспомнились наши старые добрые оловянные и пластмассовые солдатики и подумалось: "Зачем нужно детям так однозначно обозначать негативные эмоции, зачем учить ненависти и злобе?.." Впрочем, может быть, этот мальчик слишком мал, чтобы чувствовать это. "Какие у тебя интересные игрушки, – обратилась я к малышу, который с улыбкой протянул мне лошадку. – Дай мне, пожалуйста, самого доброго". Ребенок посмотрел на каждого наездника, выразительно развел руками и кратко ответил: "Нету!" Нужны ли здесь комментарии?!

Дорогие папы! Разумеется, нужно воспитывать в сыновьях смелость, отвагу и мужественность. Ох, как нам, женщинам, этого в вас недостает! Но способствует ли выработке этих качеств вестерн? Неужели "крутые" ковбои и «агенты 007» – это идеал, к которому надо стремиться? Может быть, игрушечные воины, которых вы смастерите вместе с сыном, окажутся более приемлемы для воспитателъных целей? На худой конец – полезно порыться на антресолях или дачном чердаке в поисках солдатиков – у сынишки такой поиск "сокровищ", я уверена, вызовет восторг.

Дорогие мамы! Если вы озабочены, чем занять совсем маленького ребенка в храме, отнеситесь со вниманием к игрушкам, которые вы берете с собой. Они не должны диссонировать с общей молитвенной атмосферой и вызывать негативные эмоции. Конечно, невозможно заставить 2-3-летнего малыша стоять всю службу, мамы обычно носят крошек на руках, прикладывают к иконам, дают подержать свечки – так воспитывается благоговейное отношение к святыне храма. Но все равно бывает момент, когда малыша невозможно удержать на месте, и чтобы излишней строгостью не отвратить его от службы (вспомните мудрую русскую пословицу "Неволъник - не богомолъник»!), разумно ненадолго дать "выход" его бурной энергии: предложить ему подобающую книжку-раскраску, небольшую мягкую игрушку или куколку – кстати, можно сказать вашему малышу: "Поучи свою Катю (или солдатика), как надо вести себя в храме..." Если вам необходимо задержаться в храме, уместно будет, если малыш займется игрушками, рисованием, а не будет носиться без надзора...

1 10

(Голосов: 9, Рейтинг: 6.87)

Комментарии к статье (0) (показать)

Возврат к списку