Наши партнеры


Брунер Джером Сеймур

Ученое звание, должность, регалии: (1.10.1915, Нью-Йорк – ?) — американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов.


Научные интересы, практика

Образование получил в университете Дьюка (бакалавр искусств, 1937) и в Гарвардском университете (магистр, 1939, доктор философии, 1941). Проходил службу в армии во Франции (1941–1944). С 1944 по 1952 г. работал в качестве лектора, затем — ассоциативного профессора по психологии в области восприятия, когниций, развития и установок в Гарвардском университете, в 1952 г. он стал здесь профессором и директором Центра когнитивных исследований (1951–1952, 1961–1972), с 1972 он — профессор Оксфордского университета (Великобритания).

В его ранних исследованиях, посвященных оценке психологического состояния беженцев из фашистской Германии, было выявлено снижение у них уровня притязаний, профессиональных стремлений и склонности к общению („Personality under Social Catastrophe: Ninety Life — Histories of the Nazi Revolution“ (совм. с Allport G.W., Jandorf E.M.), „Character and Personality“, 1941, 10).

Одним из первых поставил исследовательскую проблему, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия, и пришел к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием мотивов, целей, установок или защитных механизмов. В частности, показал, что, чем большая ценность приписывается предметам, тем больше кажется их физическая величина, и что при фрустрации нейтральные слова воспринимаются как тревожные и угрожающие („Value and need as organizing factors in perception“ (совм. с Goodman C.), „J. of Abnorm. and Social Psychol.“, 1947, 42, 33–44; в рус. пер. „Ценности и потребности как организующие факторы“, в кн.: „Психология познания“, М., 1977; „Emotional selectivity in perception and reaction“ (совм. с Postman L.), „J. of Personality“, 1947, 16).

На основе этих исследований Брунер предложил выделять „аутохтонные“ факторы восприятия, зависящие от биологически значимых признаков, и „директивные“, зависящие от личного прошлого опыта и сформированных на его основе гипотез. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от прошлого опыта ввел термин „социальное восприятие“. Целостный процесс восприятия рассматривал как основанный на трех формах репрезентации окружающего мира: в форме действий, в образной и языковой форме („Studies in Cognitive Growth“ (совм. с Olver R.R. et al.), N.Y., 1966).

Обосновал теорию перцептивных гипотез, в которой все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте „критические“, т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы.

На основе проведенных им кросс–культурных исследований, дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре „усилителей“ (как технических, так и символических) его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей: разные культуры дают разные „усилители“. Предложил трактовать феномены Пиаже и переход от конкретных операций к формальным как процесс усвоения ребенком тех требований, которые предъявляются ему обществом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится.

Разработал исследовательскую методику формирования искусственных понятий („A Study of Thinking“ (совм. с J.J. Goodnow, G.A. Austin), 1956). Решительно высказывался в пользу того, что каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться решать учебные задачи, но из–за столкновения со слишком сложными задачами очень скоро возникает неуспех и появляется чувство скуки. В целом, Брунер оказал очень существенное влияние на всю систему американского образования.

Публикации:

Ценности и потребности как организующие факторы, в кн.: Психология познания, М., 1977)

Статьи автора

Книги автора

Актуальные статьи:

Ланцбург М.Е.

Адаптация к детскому саду

От 1 до 3 лет ,От 3 до 7 лет

Ланцбург М.Е.

Новорожденный и мама: общение с первых дней

До 1 года

Ланцбург М.Е.

Отцы и младенцы

До 1 года

Ланцбург М.Е.

Рожать больно или весело?

Ждем ребенка

Ланцбург М.Е.

Роды без страха. Советы психолога

Ждем ребенка

Актуальные книги:

Гиппенрейтер Ю.Б.

У нас разные характеры… Как быть?

От 1 до 3 лет, От 3 до 7 лет, От 7 до 9 лет, От 10 до 12 лет, От 13 до 16 лет

Толмачева Н.В.

Естественное родительство: Книга о «вкусной» и здоровой жизни детей и родителей

Ждем ребенка, До 1 года, От 1 до 3 лет

Райгородский Д.Я.

Подросток и семья

От 13 до 16 лет

Царенко Н.В.

Развод родителей глазами детей

От 1 до 3 лет, От 3 до 7 лет, От 7 до 9 лет, От 10 до 12 лет, От 13 до 16 лет

Царенко Н.В.

Как мы портим наших детей. Коллекция родительских заблуждений

До 1 года, От 1 до 3 лет, От 3 до 7 лет, От 7 до 9 лет, От 10 до 12 лет, От 13 до 16 лет

Возврат к списку