Научная степень: кандидат педагогических наук
Ученое звание, должность, регалии: профессор
Факультет дошкольного воспитания Магнитогорского государственного педагогического института
аспирантура по кафедре дошкольной педагогики ЛГПИ им. А.И. Герцена
Сфера научных интересов связана с проблемой социально-личностного развития дошкольника и подготовки к школе. Автор более 140 научных и научно-методических работ, опубликованных в отечественной и зарубежной печати (Болгария, Куба, Вьетнам). Научные и методические материалы внедрены в образовательный процесс подготовки специалиста дошкольного образования.
Читает лекционные курсы, имеющие фундаментальное значение для подготовки специалиста дошкольного образования: «Дошкольная педагогика», «Педагогика и психология игры», «Педагогика социокультурного развития дошкольника», «Готовность ребенка к школе: история и теория», курсы по выбору; является руководителем программы подготовки магистра дошкольного образования, ведет лекционные курсы: «Педагогика и психология высшей школы», «Культура педагогического самообразования», «Современные проблемы дошкольного образования». Руководит аспирантами, дипломными и магистерскими работами. Как член Ученого Совета РГПУ им. А.И.Герцена (1993-2003), участвовала в разработке профессионально-образовательных программ многоуровневой подготовки бакалавра, специалиста, магистра.
Бабаева Т.И. активно работает с аспирантами. Под ее руководством успешно защищены 16 кандидатских диссертаций. Ученики научной школы осуществляют научную и педагогическую деятельность в России (Санкт-Петербург, Сыктывкар, Архангельск и др.) и за рубежом (Вьетнам, Мали, Бенин, Норвегия, Украина).
Является руководителем авторского коллектива, ответственным редактором и ведущим автором (12 разделов) образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста «Детство», утвержденной Министерством образования Р.Ф. и широко внедренной в практику современных детских садов России.
Награды:
- Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2005),
- Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации (2004),
- Знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2006).
1. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для педагогических институтов. Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. М., Просвещение, 1988. Часть 1.глава 7. Часть 2. глава 4 .
2. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. Учебное пособие к спецкурсу. Л., ЛГПИ . 1991.
У школьного порога. Учебно-методическое пособие. М. Просвещение, 1993.
3.Формирование профессионально-значимых качеств специалиста дошкольного образования в научно-исследовательской работе студентов. //Подготовка специалиста в области образования. Коллективная монография. СПб. РГПУ, 1999.Глава 24 (в соавторстве).
4. Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе.//Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник научных трудов. Под ред. Т.И. Бабаевой (отв.ред.) и З.А.Михайловой. СПб. Детство-Пресс, 2000
5.Социально-эмоциональное развитие дошкольников в детском саду. //Методические советы к программе “Детство”. Под ред.Т.И. Бабаевой и З.А.Михайловой. СПб. Детство-Пресс. 2001.
6.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под ред. Т.И.Бабаевой (отв. редактор), З.А.Михайловой, Л.М. Гурович. СПб. Детство- Пресс, 2002. (авторский коллектив).
7.Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка. //Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. Под ред. С.А.Смирнова. 4-е издание. М., Академия, 2003 (в соавторстве).
8.Игра в социокультурном развитии дошкольника // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. СПб. Детство- Пресс, 2004.
9.Младший дошкольник входит в мир социальных отношений. //Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие. Составители и научные редакторы Т.И.Бабаева, М.В. Крулехт, З.А.Михайлова. СПб. Детство-Пресс, 2005.
10.Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие. Авторский коллектив. Составители и научные редакторы Т.И.Бабаева, М.В. Крулехт, З.А.Михайлова. СПб. Детство-Пресс, 2007.
11.Проблема социально-нравственного воспитания и развития ребенка в исследованиях кафедры дошкольной педагогики. Готовность к школе как педагогическая проблема. // Педагогика детства: Петербургская научная школа. Монография. Под ред. М.В.Крулехт, Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, А.Г.Гогоберидзе. СПб. РГПУ. 2005.
12. Проблемы дошкольной педагогики в истории, теории и практике дошкольного образования //Инновационная система подготовки педагога. Теории и технологии дошкольного образования в бакалавриате. Под ред.А.Г.Гогоберидзе, О.Н.Сомковой. Научно-методическое пособие. СПб. Книжный дом. 2008.
13.Дошкольная педагогика. Учебно-методическое пособие по учебной дисциплине. Под ред. О.В. Солнцевой. СПб. РГПУ.2009 (в соавторстве).
Новорожденный и мама: общение с первых дней
До 1 годаРоды без страха. Советы психолога
Ждем ребенкаГиппенрейтер Ю.Б.
У нас разные характеры… Как быть?
От 1 до 3 лет, От 3 до 7 лет, От 7 до 9 лет, От 10 до 12 лет, От 13 до 16 летТолмачева Н.В.
Естественное родительство: Книга о «вкусной» и здоровой жизни детей и родителей
Ждем ребенка, До 1 года, От 1 до 3 летРайгородский Д.Я.
От 13 до 16 летЦаренко Н.В.
Развод родителей глазами детей
От 1 до 3 лет, От 3 до 7 лет, От 7 до 9 лет, От 10 до 12 лет, От 13 до 16 летЦаренко Н.В.
Как мы портим наших детей. Коллекция родительских заблуждений
До 1 года, От 1 до 3 лет, От 3 до 7 лет, От 7 до 9 лет, От 10 до 12 лет, От 13 до 16 лет