Детская психология для родителей
   
Детская психология для родителей
   
 О проекте | Контакты | Пресса о нас
 
Главная > Персоналии >
 Ждем ребенка
 От 0 до 1 года
 От 1 до 3 лет
 От 3 до 7 лет
 От 7 до 9 лет
 От 10 до 12 лет
 От 13 до 16 лет


ДЛЯ ДЕТЕЙ и РОДИТЕЛЕЙ
Университетский детский центр проводится набор детей в группы развития и подготовки к школе
Московский Университетский Детский Центр проводится набор детей в группы развития и подготовки к школе

Справочная

Мудрые Мы


Персоналии

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Обухова Л.Ф.

 

Людмила Филлиповна Обухова -
доктор психологических наук,
профессор,
заведующая кафедрой возрастной
психологии факультета
Психология образования МГППУ,
действительный член РАЕН,
сотрудник Психологической консультации МГППУ,
член редколлегии журналов «Психологическая наука и образование»,
«Культурно-историческая психология»,
лауреат премии Президента РФ,
член Международного общества
культурно-исторической психологии деятельности (ISCAR).

Образование и профессиональная деятельность

Окончила психологическое отделение философского факультета МГУ (1960).
Кандидат психологических наук (1972), доктор психологических. наук (1996).
Доцент (1977). Профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии (1997).

Лауреат премии Президента РФ за вклад в разработку деятельностного подхода к развитию психики (1997).

Действительный член РАЕН (1996). Член редколлегии журнала "Вестник Московского университета. Серия "Психология". Член ред. коллегии журнала "Психологическая наука и образование".

Принимала участие в исследованиях, посвященных изучению умственного развития детей. Участвовала в многолетней работе со слепоглухими студентами факультета психологии МГУ. Тема кандидатской диссертации: "Формирование элементов научного мышления у ребенка". Применение метода планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина к анализу характерных особенностей детского мышления (феноменов Ж.Пиаже) показало новые возможности в освещении проблемы "Обучение и развитие" в детском возрасте. Тема докторской диссертации: "Пути научного изучения психики ребенка в ХХ веке". В диссертации представлена система возможных интерпретаций психического развития ребенка. Установлены два магистральных пути развития детской психологии, каждый из которых реализует одну из существующих парадигм исследования - естественно-научную и культурно-историческую. Сравнительный анализ теорий детского развития позволил вскрыть их преемственность и установить логику процесса формирования научного знания о движущих причинах детского развития.
 
Работы Л.Ф.Обуховой имеют значение для организации научно-исследовательской деятельности в системе дошкольного образования, для решения практических задач по развитию детского мышления, для диагностики уровней развития познавательной деятельности детей.
 
Людмила Филипповна подготовила более 25 кандидатов наук.

 

Область научных интересов:

  • детская (возрастная) психология;
  • сравнительный анализ нормы и патологии детского развития;
  • сравнительный анализ возрастного и функционального развития психики ребенка.  

 

Консультирует в ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ МГППУ по вопросам:

  • Познавательное, речевое, личностное развитие детей (0-7).
  • Общение со сверстниками и взрослыми.
  • Развитие социальной компетенции.
  • Адаптация ребёнка к детскому саду, школе, новым социальным ситуациям.
  • Личностные проблемы детей (7-11).

Вы можете записаться на прием в Психологическую кунсультацию МГППУ, позвонив по телефону 207-16-87 или заполнив ФОРМУ ЗАЯВКИ>>

 

Подробную информацию об Обуховой Людмиле Филипповне Вы можете найти на сайте факультета "Психология образования">>


Публикации:

Книги:

  1. Этапы развития детского мышления. - М.: МГУ, 1972. - 151 c.
  2. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 191 с. 
  3. Современная американская психология развития. - М.: Издательство Московского университета, 1986. – 128 с.
  4. Формы и функции подражания в детском возрасте (монография). - М.: МГУ, 1994. (соавт.)
  5. Развитие творческого мышления дошкольника. - М., 1995. (соавт.)
  6. Развитие дивергентного мышления (монография). - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995. (В соавт.)
  7. «Истоки». Базисная программа развития ребенка-дошкольника. Концепция. - М., 1995. ( Соавт.: Парамонова Л.А.,
    Новоселова С.Л.,Тарасова К.В.).
    • Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство. 1996, — 374 с
  8. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. - М.: Гардарики, 2001. - 624 с., ил. 
  9. Возрастная психология. - М., 2004. - 372 с. 
  10. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Карапуз-Дидактика, 2004. (Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, А.Г.Арушанова, Т.Л.Богина,
    А.Н. Давидчук и др.)
  11. «Детская возрастная психология» (Учебно-методический комплекс: учебник, сборник задач, хрестоматия). - М.: МГППУ, 2004.
    • Возрастная психология: Учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. - 460 с. - (Основы наук).

Статьи:

  1. Способы формирования логического знания у старших дошкольников. // Всесоюзная научная конференция по актуальным проблемам общественного дошкольного воспитания и вопросам подготовки детей к школе. - М., 1970.
  2. Особенности перехода от донаучного мышления к элементам научного. // Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. - Тбилиси, 1971.
  3. Die Ausbildung eine Systems  physikalischer Begriffe unter dem  Aspert des Losens von  Aufgaben 
    I.Lomscher(Hrsg) Sowjetischer Beitrage zur dernthorie. Die schule P.J.Galperin. Pabl-Rugenstein., 1973.
  4. Общее и специфическое в психическом развитии слепоглухонемого ребенка. // Проблемы  периодизации развития психики в онтогенезе. - М., 1976. (В соавт.)
  5. Два пути формирования простой системы научных понятий. // Управляемое формирование психических процессов. - М., 1977. 
  6. Решение экстраполяционных задач детьми дошкольного возраста. // Доклады Академии наук СССР. - М., 1977. (В соавт.) 
  7. Проблема обучения решению задач детей дошкольного возраста. // Материалы V Всесоюзного cъезда психологов. - М., 1977. (В соавт.) 
  8. Образы сновидений у слепоглухих. // Бессознательное. Природа. Функции, Методы исследования. - Тбилиси: Изд-во “Мецниереба”, 1978. (В соавт.)
  9. Нейропсихологический анализ пространственных нарушений представлений у детей и взрослых. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. №3. (В соавт.)
  10. К вопросу о механизме преодоления  эгоцентризма в дошкольном возрасте. // Тезисы республиканской конференции. - Таллин, 1982. (В соавт.) 
  11. Женевская школа  генетической психологии. // Психологический словарь / под ред. В.В.Давыдова и др. - М., 1983. 
  12. Операции интеллекта. // Психологический словарь / под ред. В.В.Давыдова и др. - М., 1983. 
  13. Сенсо-моторный интеллект. // Психологический словарь / под ред. В.В.Давыдова и др. - М., 1983.
  14. Эгоцентрическая речь. // Психологический словарь / под ред. В.В.Давыдова и др. - М., 1983. 
  15. Формальные операции. // Психологический словарь / под ред. В.В.Давыдова и др. - М., 1983. 
  16. Циркулярные реакции. // Психологический словарь / под ред. В.В.Давыдова и др. - М., 1983.
  17. Из истории развития советской детской психологии. // Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 
  18. Условия возникновения множества идей при решении дивергентных задач дошкольниками. // Вестник  Моск. ун-та. Сер. 14.  Психология. 1992. № 4. (переведена на англ. яз.   Journal of Russian and East Europen Psychology. –1992. –Vol. 30,  no 1. 1992) (В соавт.) 
  19. О воспитании и обучении умственно-отсталых детей-сирот в Ульяновской школе-интернате. // Чернобыльский след. Пострадавшие дети. - М., 1992. 
  20. Жизнь семьи в условиях радиактивного загрязнения местности (феномен Чернобыльской АЭС). // Чернобыльский след. Пострадавшие дети. - М., 1992.. 
  21. The Theory of Vygotsky and his School and Developmental Tasks // Developmental Tasks: towards a cultural analysis of human development. Ed. de Jan J.F.ter Laak, Peter G.Heymans, A.Podol’skij. – 1994. 
  22. Развитие ребенка в нетрадиционной семье. // Особый ребенок и его окружение. - М., 1994. (В соавт.) 
  23. Семья: психологический аспект. // Образование: Россия, США. 1994.  (В соавт. с Шаграевой О.А.)
  24. Wege der Entwicklung des mathematishen Denbken in der Anfangsperiode des Unterrichts. // Evangelische akademie Bad Boll. 1995. 
  25. Гальперин и Пиаже. // Психологическая наука и образование. 1995. №1. 
  26. Александр Владимирович Запорожец (к 90-летию со дня рождения). // Дошкольное воспитание. 1995. №9 (В соавт. с К.В. Тарасовой).
  27. Пути научного изучения психики ребенка в ХХ веке (научный доклад) // Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук. - М.,1996. -  48 c.
  28. Неоконченные споры: П.Я.Гальперин и Ж.Пиаже // Психологическая наука и образование. 1996. №1.
  29. Теоретические основы базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» // Психологическая наука и образование. 1996. №3.
  30. Знакомьтесь: народная психология. // Наш малыш. 1996. №№ 3 –6 (В соавт. с  О.А. Шаграевой).  
  31. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии. 1996. №5.
  32. L’apprentissage, moteur du developpement. // Prospects, vol. XXV1, n 1, Commemorative issue on Piaget. 1996. 
  33. Learning – the driving force of development. // Prospects, vol. XXVI, no.1, March. 1996. 
  34. Л.С.Выготский возвращается к нам сегодня. // Начальная школа. 1996. №42 (ноябрь). 
  35. J.Piaget  and P.Ja.Gal’perin. // Iind Conference for socio-cultural research.  Vygotsky – Piaget. Geneva. 1996. 
  36. What is Actually Developing? // Iind Conference for socio-cultural research. Vygotsky – Piaget. Geneva. 1996. 
  37. Учитель из плеяды мудрецов. // Выдающиеся психологи Москвы. - М., 1997. 
  38. Wege zur Entwicklung des mathematischen Denkens im Anfangsunterricht. // Grundbildung fur alle in Schule und Erwachsenenbildung. Stuttgart-Munchen. 1997. 
  39. Einfuhrung in das Problem der Entwicklungsaufgaben im Kontext der Theorie von Vygotskij und seiner Schule. // Mitteilungen der Luria-Gesellschaft 1/97 und II/97. 
  40. Формирующий эксперимент в детской и педагогической психологии. // Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / под ред.Т.В.Корнило-вой. - М., 1998. 
  41. Феномен эгоцентризма у подростков-инвалидов // Вопросы психологии. 2000. №3.
  42. Детская психология накануне нового века. // Психология на рубеже веков. - Тула, 2000. 
  43. Трудности усвоения начального курса математики в форме квазиисследовательской деятельности // Психологическая наука и образование. 2001. №1.
  44. Феномен 5 лет // Психологическая наука и образование. 2001. №1.
  45. Конструирование компьтерной обучающей программы на основе теории П.Я. Гальперина // Вопросы психологии. 2002. №5.   (Соавт.: А.В. Поршнев, Е.Р. Поршнева, С.А. Гапонова)
  46. At the Origins of General (Developmental) Psychology // Book of abstracts Fifth Congers of the International Society for Cultural. 2002. 
    • Das Phanomen des funften Lebensjahres. Eine entwicklungspsychologische Studie // In: Feuser,G; Berger, E.; Erkennen und Handeln. Momente einer kulturhistoschen (Behinderten-) Padagogik und Therapie, Berlin: Pro Business. 2002.
    • Проблема старения с биологической и психологической точек зрения. // Психологическая наука и образование. 2003. №3. (Соавт. И.В. Шаповаленко, Обухова О.Б.)
    • Einfuhrung in das Problem der Entwicklungsaufgaben im Kontext der Theorie von Vygotskij und seiner Schule (статья) In: Entwicklungsorientierter Lese- und Schreibunterricht fur alle Kinder, Beltz: 2004. 13 c. 
  47. Понятие «сенсорная культура» в педагогике и психологии развития: М. Монтессори и Л.А. Венгер (тезисы доклада) // Способности: познание и ... или личность. Тезисы статей научной конференции, посвященной 80-летию Л.А. Венгера. - М, 2005. 
  48. Пространственно-временная схема зоны ближайшего развития // Вопросы психологии. 2005. №3. (Соавт. И.А. Корепанова).
  49. Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель. // Вопросы психологии. 2005. № 6. с. 13 - 26. (в соавт.).
  50. Представления о структуре предметного действия в психологии // Тезисы Международной Конференции «Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы».3-4 октября 2006 года. - М.: МГППУ, 2006.

 

Уголок читателя. Родительские наблюдения от Ксении Кнорре
Мальчик из подъезда
Советы, советы
Меняем памперс

 Спросите специалиста ››
?
  Zdravstvuite. Zamuzhem za razvedennim muzhchinoi na 14 let starshe menya. U nego doch 13 let. Otnocheniya s zhenoi horoshie, doch provodit s nami vihodnie i kan...
 
?
  Здравствуте! Моей дочери 3 года. С некоторого времени она ни в какую не хочет признавать моих родителей, не хочет к ним ходить, говорит что их не любит. Хотя ни...
 

Наши друзья
РОДИТЕЛЯМ и СПЕЦИАЛИСТАМ
Центр "Игры и игрушки"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"Философия для детей"
СПЕЦИАЛИСТАМ
Детская психология для специалистов
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Факультет Психология образования МГППУ
ЖУРНАЛ
Психологическая наука и образование
ДЕТСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
Издательство "Самокат"
 

 

Трудный ребенок Одаренный ребенок
 

© 1997-2009 Московский Городской Психолого-Педагогический Университет | www.mgppu.ru
© 2009 Факультет "Психология Образования"
Правила по использованию материалов с сайта psyparents.ru.