Зинченко В.П.
Зинченко Владимир Петрович (р. 1931) – психолог, академик РАО (1992), доктор психологических наук (1967), профессор (1968).
Окончил отделение психологии философского факультета МГУ (1953). На педагогической работе с 1951 г., в 1960–82 гг. работал в МГУ (с 1971 – зав. кафедрой инженерной психологии), в 1969–84 гг. – зав. отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР, с 1984 г. – зав. кафедрой эргономики Моск. Ин-та радиоэлектроники и автоматики, в 1968–1983 гг. – вице-президент Общества психологов СССР, с 1989 г. – зам. председателя Центра наук о человеке РАН.
Известен своими исследованиями в области общей и экспериментальной психологии, теории и методологии психологии. Крупный организатор научных исследований в эргономике, инженерной психологии, психологии труда, детской психологии. Основные научные результаты получены 3инченко в сфере теории, эксперимента и практики психологической науки. В последние годы ученый выполнил ряд оригинальных исследований, направленных на раскрытие функциональной структуры предметного действия, что дало ему возможность предложить новую функциональную модель, обладающую высоким объяснительным потенциалом. Разработал основные теории построения информационных моделей систем управления и формирования образно-концептуальных моделей систем управления.
Дополнительную информацию о Зинченко В.П. Вы можете найти на сайте факультета "Психология образования">>
Публикации:
В.П. Зинченко опубликовано более 500 научных работ, в том числе многих книг, посвященных проблемам детской психологии, психологии восприятия, памяти, деятельности и действия, мышления, теории и методологии психологии, инженерной психологии и эргономики, образования, истории российской психологии. Более 100 работ изданы на английском, немецком, испанском, японском и многих других языках.
- Психология восприятия. - М., 1973 (в соавт.).
- Методологические проблемы эргономики. - М., 1974 (в соавт.).
- Психометрика утомления. - М., 1977 (в соавт.).
- Функциональная структура действия. - М., 1982 (в соавт.).
- Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М.: Тривола, 1994. — 304 с.
- Работа понимания // Психологическая наука и образование. 1997. №3.
- Перспектива ближайшего развития развивающего образования // Психологическая наука и образование. 2000. №2.
- Совокупная деятельность как генетически исходная единица психического развития // Психологическая наука и образование. 2000. №2.
- Возможны ли целостные представления о мышлении? // Психологическая наука и образование. 2001. №2.
- Размышления о живой памяти // Психологическая наука и образование. 2001. №3.
- Наука о мышлении // Психологическая наука и образование. 2002. №1.
- Наука о мышлении // Психологическая наука и образование. 2002. №2.
- Наука о мышлении // Психологическая наука и образование. 2002. №3.
- Развитие музыкально-исполнительского мастерства как формирование высшей психической функции // Вопросы психологии. 2002. №3.
- Мысль и Слово: подходы Л.С. Выготского и Г.Г. Шпета (часть 1) // Психологическая наука и образование. 2003. №4.
- Готовность к мысли // Вопросы психологии. 2005.№4.
|