Целью дисциплины является расширение психолого-педагогической эрудиции современных родителей, формирование у них осознанной гуманистической позиции в общении со своими детьми, овладение ими приемами эффективного воздействия и взаимодействия в рамках воспитательного диалога с ребенком как формирующейся личностью.
Существуют диаметрально противоположные взгляды на саму суть общения родителей и детей, его приемы и задачи. В рамках «традиционного» подхода общение рассматривается как педагогическое воздействие, призванное преподать ребенку необходимые знания и сформировать у него желаемые качества. Альтернативный подход предполагает взаимодействие участников общения в рамках равноправного сотрудничества и диалога. К сожалению, оба подхода уязвимы для критики, ибо чреваты доведением до опасных крайностей – до авторитарного диктата или либерального попустительства. Оптимальным представляется комплексный подход, сочетающий элементы педагогического воздействия и взаимодействия. В рамках такого подхода появляется возможность по-настоящему эффективного решения задач воспитания с учетом индивидуально-психологических, возрастных и гендерных особенностей детей.
Курс «Психология общения родителей и детей» адресован в первую очередь родителям, стремящимся основывать свои отношения с детьми на реальных достижениях психолого-педагогических наук, а также освоить приемы педагогического воздействия и взаимодействия в их разумном сочетании.
Автор курса: Степанов Сергей Сергеевич - доцент кафедры "Педагогическая психология", факультета "Психология образования" МГППУ.