Авторы

психолог Центра "Перекресток" МГППУ, ведущая родительской группы

Все авторы >>

Время первых валентинок. Подростковая влюбленность глазами психолога

Автор: Шульц Т.

27.12.2013

Рубрика: От 13 до 16 лет

Любовь по Фромму – и на самом деле
Можно ли назвать влюбленность подростков любовью в ее традиционном понимании? Эрих Фромм, глубокий экзистенциальный психолог, пишет, что настоящая любовь предполагает желание давать, а не брать. Подросток же обычно готов давать, готов пойти на многое ради объекта любви, но выбор того, что и именно дать, он обычно оставляет за собой. Любовь, по Фромму, включает в себя заботу (активную заинтересованность в жизни и развитии того, кого мы любим), ответственность (желание отвечать за любимого), уважение (способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальность) и знание (желание познать другого).
Влюбленность подростка как будто бы обладает другим содержанием и в этом смысле могла бы считаться несерьезным, временным, обманчивым чувством. Однако не многим взрослым удавалось достичь описанного Фроммом чувства, при этом уровень включенности подростка в состояние влюбленности сильно превосходит чувства многих взрослых, и, вспоминая первую любовь, мы погружаемся в ностальгию.
Родители и учителя нередко обращаются с вопросом к психологу: не рано ли «ребенок» думает о таких взрослых вещах, как любовь? Много страхов взрослых связано с ранними сексуальными контактами, со столь резким изменением интересов подростка. Между тем если в пубертатный период (период полового созревания) отношения с родителями или друзьями своего пола оказываются для подростка более ценными, чем первая любовь, то это может свидетельствовать о некоторой задержке психосексуального развития.
Возраст первой влюбленности очень индивидуален и зависит от множества факторов: физического развития, уровня интереса к этой теме в компании сверстников, психологических особенностей подростка, например, от того, насколько одиноким он чувствует себя или от особенностей его фантазии. В любом случае то, что случилось, не стоит пытаться повернуть вспять, потому что это бессмысленно и будет встречено отчуждением и агрессией. Лучше поверить, что это именно то, что подростку сейчас необходимо для того, чтобы научиться чему-то очень важному в жизни.
 
Мы все это пережили, но уже не помним
Из-за специфики подросткового возраста влюбленность в эту пору тоже приобретает особенности, не свойственные в такой мере другим возрастам.
Идеализация. Зачастую первая влюбленность приходит вслед за фантазиями об этой влюбленности, об образе прекрасной девушки, юноши, какими представляет их подросток в своих мечтах. Страстно желая любить, он ищет объект и рано или поздно находит, обнаружив хотя бы внешнее, незначительное сходство с образом мечты. Первая влюбленность часто окрашивается подростком его же фантазиями, потому, если и находит отклик со стороны объекта обожания, зачастую ведет к разочарованию при несовпадении реальности с фантазией.
Физиологические изменения влияют на особенности поведения подростка в состоянии влюбленности. Большинство подростков страдают от комплексов. Один считает, что у него слишком большие руки и нелепая походка; другой стесняется своего маленького роста; подрастающая девочка переживает, что у нее никак не растет грудь, или слишком большой размер ноги, или худые ноги.
Подростку кажется, что любой его дефект, как под микроскопом, замечается всеми и высмеивается за глаза. Он страдает, становится невероятно чувствительным к оценкам собственной внешности взрослыми и сверстниками. Услышав любое вскользь брошенное замечание по поводу его лица, тела, одежды, подросток может на многие месяцы укорениться в мнении, что его никто никогда не полюбит таким… Из-за неуверенности в себе подростку крайне сложно сделать первый шаг, чтобы показать свои чувства тому, кто ему нравится. В немом обожании могут проходить недели и месяцы. При этом страх получить отказ, оказаться некомпетентным в интимно-личностных отношениях может вести к внешне циничному отношению к половым вопросам, «сальным» шуткам, активному использованию в речи лексики, связанной с сексом, особенно у мальчиков-подростков.
Максимализм. Каждая влюбленность воспринимается как последняя, подростку кажется, что никто не любил так сильно, как он. При этом часто обесцениваются предыдущие влюбленности. Почти всегда подростку кажется, что влюбленность длится гораздо большее время, чем это есть на самом деле.
Склонность к риску. Записки под партой о нем (о ней), поцелуи в темных подъездах тайком от родителей, анонимная валентинка («интересно, догадается от кого?»), риск быть услышанным, увиденным, заподозренным – это делает жизнь подростка такой яркой и насыщенной!
Наибольшее удовольствие большинство двенадцати–шестнадцатилетних ребят получают от общения. Буря эмоций, чувств требует обсуждения, соотнесения с опытом ровесника. Практически любой семье, где есть подросток, знакомы скандалы по поводу пятичасовых разговоров по телефону, часто по ночам, и бесконечного пребывания во дворах, в подъездах. Часто самым важным в отношениях с противоположным полом для подростка, особенно в раннем подростковом возрасте, также является общение, а не то, что подозревают многие из нас.
Разделенность, особенно в раннем подростковом возрасте, платонических (романтических) и сексуальных чувств. В подростковом возрасте только начинают возникать первые эротические переживания. Подростки пробуют, экспериментируют с новыми ощущениями своего тела, с реакциями на прикосновения, эротическими фантазиями. И эти новые переживания далеко не всегда связываются у подростка с объектом влюбленности, который может остаться в платоническом пласте его восприятия.
Взрослым не стоит пугаться и негативно реагировать на повышение у подростка интереса к журналам, фильмам эротического содержания.
 
Как догадаться, что подросток влюблен

Будучи влюбленным, подросток часто впадает в задумчивость, меньше интереса проявляет к ранее важным для него вещам, к своему хобби, школе, меньше внимания уделяет тому, что не относится к объекту любви. Увеличивается время, проводимое перед зеркалом, удлиняется срок сборов в школу. Подростку теперь важно, во что он одет, как уложена прическа и чем от него пахнет. Возможно, возникают проблемы с аппетитом, со сном, подросток может казаться бледным, болезненным и раздражительным.
Обычно взрослые замечают, что у подростка появились какие-то тайны, секретные дела, тревоги, о которых он не очень стремится распространяться. Войдя в комнату неожиданно, можно застать подростка вытирающим слезы или судорожно прячущим написанные только что стихи, записки.
С тем, кто нравится, подростки – мальчики и девочки – ведут себя несколько по-разному. В раннем подростковом возрасте мальчикам проще добиваться негативного внимания, дергая понравившуюся девочку за косичку, насмехаясь над ней, дразня и цепляя. Девочки предпочитают скрывать свои чувства, секретничают с близкими подругами, могут замыкаться в себе.

Опубликовано в газете "Первое сентября 03/2009

1 10

(Нет голосов)

Комментарии к статье (0) (показать)

Добавить свой комментарий

Имя
E-mail
Сообщение
Защита от автоматических сообщений
Защита от автоматических сообщений

Актуальные статьи:

Постоянные авторы

Актуальные книги:

Возврат к списку