Авторы

педагог-психолог высшей квалификационной категории, сотрудник Центра диагностики и консультирования «Диалог»

Все авторы >>

Влияние образной игрушки на характер игровой деятельности детей дошкольного возраста

Автор:

// Молодые ученые - московскому образованию. - М.: МГППУ, 2006. - 320 с.

Рубрика: От 1 до 3 летОт 3 до 7 лет

игра ведущая деятельность дошкольника, игра ведущий вид деятельности дошкольника, характер дошкольника

Полноценное психическое развитие ребёнка, становление его субъек­тивного мира немыслимо без игры. Последнее десятилетие психологи и опытные дошкольные педагоги отмечают, что дети стали меньше играть, их игры стали формальными и примитивными, особенно сократились (и по количеству, и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры. Как извест­но, именно игра является ведущей деятельностью дошкольника, в которой наиболее интенсивно развивается произвольность, мышление, эмоции, об­щение, воображение, сознание ребёнка. В современных условиях задача со­хранения и развития детской игры — является крайне актуальной.
 
Игрушки являются для ребёнка той средой, которая позволяет исследо­вать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие спо­собности, выражать свои чувства, учит общаться и познавать себя.
 
Характер игрушек последнее десятилетие кардинально изменился. В на­стоящее время наряду с традиционными, появляются новые типы игрушек (трансформеры, интерактивные игрушки, монстры-пауки, и пр.) Квалифи­цированная оценка развивающих качеств игрушки фактически отсутствует. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и по­купаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, по­верхностных признаков игрушки (привлекательности, величины, стоимос­ти, желания угодить ребёнку и пр.). Развивающий потенциал игрушки, её педагогическую «полезность» родители либо вовсе не учитывают, либо це­ликом доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель, как правило, не дает грамотных рекомендаций. Отсутствие каких-либо ценност­ных ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и у покупате­лей) приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. Такая ситуация может весьма негативно от­разиться на качестве детской игры, а следовательно и на эффективности развития ребёнка.
 
В этой связи чрезвычайную актуальность приобретает исследование вли­яния игрушки на характер игровой деятельности детей. Сюжетно-ролевая игра в отечественной психологии традиционно считается ведущей деятель­ностью дошкольного возраста. Сюжетные игры предполагают особый тип игрушек, которые в педагогике получили название образных игрушек. Эти игрушки несут в себе образ живого существа — сказочного или реального человека или животного. Прежде всего, к ним относятся, куклы.
 
Кукла по сути своей — отражение образа человека. Играя с куклами, ребе­нок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных пер­сонажей. Именно этот тип игрушек будет в центре внимания нашей работы.
 
Таким образом, объект изучения — игровая деятельность детей дошколь­ного возраста. Предмет исследования — влияние образной игрушки на ха­рактер сюжетной игры детей.
 
В настоящее время кукольная индустрия стремительно развивается. Главным вектором этого развития является с одной стороны автономизация, то есть придание самостоятельного характера и собственной активности иг­рушке (интерактивные игрушки), а с другой натурализация и конкретиза­ция, то есть приближение игрушки к реальному персонажу или конкретно­му ее состоянию (экспрессивные куклы, выражающие разные эмоции и др.).
 
Во всех случаях игрушка становится все более определенной и завершен­ной. Можно предполагать, что все эти тенденции препятствуют развитию самостоятельной игровой активности ребенка. Чем более определённой и завершённой является игрушка, тем меньше она оставляет простора для дет­ского творчества. Таким образом, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота — важное требование для хорошей, развивающей иг­рушки. Сложные и завершённые игрушки предопределяют характер детских действий и приковывают ребёнка к известным стереотипным движениям. Игрушки более простые и менее определённые допускают широкий спектр игровых действий.
 
Можно предположить, что важнейшим качеством куклы, обеспечиваю­щей возможность самостоятельной и содержательной творческой игры, яв­ляется ее открытость, отсутствие жестко заданного способа действия или образа.
 
Таким образом, гипотеза работы состоит в следующем:
  1. Уровень и характер детской игры определяется степенью «открытос­ти» («закрытости) образной игрушки. Закрытость определяется, с одной стороны, заложенным в ней механи­ческой активностью, а с другой, наличием жесткого образа.
  2. Степень и характер влияния «закрытости» игрушки зависит от возрас­та и уровня развития игровой деятельности ребенка.

Вместе с этой страницей ищут: игра ведущая деятельность дошкольника, исследование вли­яния игрушки на характер игровой деятельности дошкольника, характер дошкольника, игра ведущий вид деятельности дошкольника

1 10

(Голосов: 29, Рейтинг: 7.6)

Комментарии к статье (0) (показать)

Возврат к списку