Авторы

профессор, лауреат премии "Гранты Москвы", член Международного общества культурно-исторической психологии и психологии деятельности (ISCAR), член Международного нейропсихологического общества INS

Все авторы >>

Двигательно-пластическая выразительность и ее развитие в дошкольном детстве

Автор: Горшкова Е. В.

// Тезисы V Всероссийского съезда психологов. — СПб., 2003.

Рубрика: От 3 до 7 лет

Можно выделить три подхода к пониманию природы выразительности движений: психологический, искусствоведческий и психофизиологический.

В психологической литературе известно понятие «выразительные движения»; они рассматриваются в контексте повседневного (невербального) общения между людьми и понимаются как неотъемлемый компонент эмоций человека (С.Л. Рубинштейн), или — иными словами — как носители информации (сигналы) о его настроении, самочувствии, намерениях, отношении к окружающим и т.д. Можно сказать, что под выразительностью движений подразумевается информативность, в которой слиты воедино значение, закрепленное в самом движении, и личностный смысл, проявляющийся в том, как выполняется движение. Если использовать терминологию А.В. Запорожца, то значение движения прочитывается по «срочным фазическим актам», которые больше отражают предметные (объективные) особенности внешней ситуации; а личностный смысл усматривается в «позо-тонических компонентах», которые больше отражают личные (субъективные) особенности человека и переживаемого им самим отношения к внешней ситуации. В таком контексте движения человека не могут быть «не выразительными», т.е. не информативными, т.к. они всегда, по меньшей мере, сообщают о наличии или отсутствии переживания, отношения человека: информация об отсутствии чего-либо — это тоже информация.

В искусствоведческой литературе, в частности, рассматривающей игру артиста театра, выразительность («пластическая выразительность актера») понимается как степень, яркость проявленности содержания воплощаемого им сценического образа. В этом контексте движения артиста могут выглядеть более или менее выразительными или совсем невыразительными. Это зависит не только от развития физического аппарата актера (эластичности мышц, подвижности суставов и т.п.), но и от его воображения, веры в предлагаемые обстоятельства, способности органично действовать в них с позиции образа, наделенного конкретно-индивидуальными пластическими качествами. И хотя артист для наибольшей органичности игры привлекает опыт собственных пережитых им когда-то эмоций, однако он представляет на сцене образ не себя самого, а другого действующего лица (персонажа). Сложность в понимании природы выразительности применительно к искусству воплощения художественного образа средствами выразительных движений (пантомима, танец, театр), состоит в специфике этих видов искусств. Здесь тело и движения артиста выступают одновременно как инструмент и материал его художественной деятельности. Более того, сценический образ живет только в моменты исполнения и не фиксируется самим артистом в предметно-материальном продукте, что затрудняет при анализе четкое отделение артиста-творца от продукта его деятельности. Тем не менее, природа игры актера (по К.С. Станиславскому) предусматривает удерживание им двойной позиции, которая позволяет ему действовать как персонаж (согласно предлагаемым обстоятельствам) и в то же время наблюдать за этим как внутренний зритель, критик, с тем, чтобы корректировать свою игру, стремясь к более совершенному исполнению.

Полный текст читайте на сайте факультета "Психология образования" >>

1 10

(Голосов: 2, Рейтинг: 6.88)

Комментарии к статье (0) (показать)

Добавить свой комментарий

Имя
E-mail
Сообщение
Защита от автоматических сообщений
Защита от автоматических сообщений

Возврат к списку