Авторы

профессор, лауреат премии "Гранты Москвы", член Международного общества культурно-исторической психологии и психологии деятельности (ISCAR), член Международного нейропсихологического общества INS

Все авторы >>

О чем разговаривают дошкольники

Автор: Галигузова Л.Н.Смирнова Е.О.

<p>Ступени общения: от года до шести. М.: ИНТОР, 1996.</p>

Рубрика: От 1 до 3 летОт 3 до 7 лет

общение дошкольников, о чем разговаривают дошкольники


Общение дошкольников. Разговор трех-четырехлетних детей

– Я домик для куклы строю.
– А я кубики на стройку вожу, дж-дж-дж...
– А у меня вон какой домик вышел, смотри!
– Ну и что, твой от ветра сломается, а мой нет!
– Это моя кукла!
– А у меня сегодня новые тапочки...

Вроде бы разговор идет об игре, об игрушках. Но в каждой фразе присутствуют я и ты, твое и мое. Причем я и мой занимают большее место. И главное в каждой фразе не то, что это домик для куклы, а то, что это мой домик или моя кукла.
Большая часть высказываний дошкольников, адресованных сверстнику, так или иначе связана с собственным я ребенка. Однако это я проявляется по-разному у детей разного возраста. Для младших дошкольников (три-четыре года) я – это прежде всего то, что у меня есть или то, что я вижу.

Стремление привлечь к себе внимание сверстников, поделиться своими впечатлениями очень характерно для дошкольников вообще, но в младшем возрасте оно занимает особенно большое место.

 
С возрастом дети все чаще демонстрируют перед сверстником то, что они умеют делать, свои достижения и возможности.

Разговор четырех-пятилетних детей
– А я у себя порядок навожу.
– Я буквы умею писать.
– Вот что я сам сделал.
– Смотри, как надо писать.
– Надо куклу одевать вот так, как я.

Главным для ребенка становится не то, что у него есть, а то, что он умеет делать и как хорошо у него что-то получается. При этом дети любят поучать товарищей и приводить себя в пример.
Гордость за собственные достижения, стремление продемонстрировать свои умения особенно важны для детей около пяти лет, когда формируется потребность в самоуважении и когда отношение других людей к его умениям и возможностям особенно важно для ребенка.

В старшем дошкольном возрасте репертуар высказываний ребенка о себе значительно расширяется. Здесь значительно большее место занимают сообщения о себе, не связанные с тем, что делает ребенок в настоящий момент. Это рассказы о том, где он был, что видел, о своих планах на близкое и далекое будущее.

Разговор старших дошкольников
– Я с мамой в цирке был и живого медведя видел.
– А я мультик смотрел про кота Матроскина.
– Я летом в деревню поеду...
– Вырасту – буду солдатом или милиционером.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста сообщения ребенка о себе изменяются от "это мое" и "смотри, как я делаю" до "кем я буду" и "что я люблю".
Однако общение дошкольников не ограничивается обменом информацией о себе (хотя она и занимает значительное место). В их разговорах присутствуют самые разные темы и предметы. Дети достаточно часто обмениваются друг с другом познавательными сообщениями, которые не связаны с конкретными действиями и ситуацией. У маленьких детей эти познавательные сообщения отрывочные, короткие и тесно переплетены с практическими действиями.

Познавательное общение дошкольников
Сережа возит машинку по полу и, обгоняя своего товарища, говорит: "У меня "Волга", она быстрее всех машин ездит, у нее мотор очень сильный, она "Запорожец" запросто обгонит... А "Мерседес" еще сильнее. Мой папа разбогатеет, "Мерседес" купит..."

У старших дошкольников познавательные сообщения становятся более развернутыми. Дети довольно часто делятся друг с другом своими познаниями, причем их высказывания достаточно ярко отражают дух времени и интересы родителей. Дошкольники обсуждают самые разные проблемы: "Что такое карате", "Чем клеют обои", "Чем костюм космонавта отличается от водолазного", "Чем блендомекс отличается от хлористана", "Почему редиску в суп не кладут", "Какая "нинзя" самая хорошая", "Какие джинсы самые дорогие". Очевидно, что все эти темы достаточно далеки от реальной жизни дошкольников и могут представлять для них весьма отвлеченный интерес. Тем не менее они активно обсуждаются детьми, с возрастом занимая больше места в их общении. 

Дети сообщают своим
друзьям то, что они
узнают от взрослых

Все эти вопросы и рассуждения проникают в общение детей из сферы общения со взрослыми: дети повторяют "взрослые" слова, далеко не всегда понимая смысл того, что они говорят. Тем не менее дети с удовольствием сообщают друзьям то, что они слышали от своих родителей. Особенно заметно влияние взрослых на моральные суждения и оценки, которые дошкольники адресуют своим сверстникам.


Дети морализируют
– Если ты будешь драться, то тебя тоже побьют.
– Жадничать нельзя, с жадинами никто не водится.
– Нельзя ломать игрушки, они много денег стоят.

Демонстрируя сверстнику
свои познания, ребенок
самоутверждается

Так "учат" дети своих друзей, повторяя слова, адресованные им самим взрослыми. Таким образом, общение со взрослыми дает то новое содержание, которое выводит разговоры детей за пределы конкретной ситуации и включает в их взаимодействие широкую и пока еще малознакомую ребенку действительность. Но все эти почерпнутые от взрослых познавательные и моральные суждения приобретают в сфере общения со сверстником специфическую роль – утверждение собственного авторитета, демонстрация своих познаний.

Настоящего познавательного общения у дошкольников еще нет: они еще не стремятся получить от своего сверстника новые знания, не обращаются к нему с познавательными вопросами. Другой ребенок (в отличие от взрослого) еще не является для дошкольников источником информации. Неважно, что он знает, что может рассказать. А вот показать ему, что я знаю, – другое дело.
Гораздо интереснее сообщать новые знания и моральные сентенции самому, чем выслушивать их от приятеля.
Получается, что по своей роли познавательные высказывания детей стоят в одном ряду с сообщениями детей о себе: у меня есть, я умею, я знаю. В центре высказываний стоит я ребенка (даже если само местоимение я отсутствует); их цель – продемонстрировать себя, свои достоинства, привлечь к себе внимание другого. Все это свидетельствует о том, что детям очень важна оценка сверстника, его одобрение и даже восхищение.

А как же сам ребенок относится к своему ровеснику? Что говорит о нем?

Оказывается, в живом непосредственном общении дети достаточно часто оценивают друг друга и даже выделяют некоторые качества. Число высказываний о своем товарище значительно увеличивается от трех к шести годам. Для детей трех-четырех лет другой ребенок – в основном объект для сравнения с собой. Качества сверстника определяются достаточно категорично и однозначно.

Как дети оценивают друг друга
– Жадина ты какая-то...
– Ты драчун и хулиган.
– До чего же ты глупый, ничего не понимаешь.
– Ты мне всегда мешаешь, потому что дурак...
– Все ты неправильно делаешь, ничего не умеешь...
– Ты лентяй, а я за тебя все делаю.

Старшие дошкольники
могут объединяться
в общем деле

Подобного рода оценки дети часто дают друг другу на основании сиюминутных, ситуативных проявлений: не даешь игрушку - значит, жадина, делаешь не так, как мне хочется, значит, дурак. И обо всех своих недовольствах дети охотно и откровенно сообщают окружающим. Как мы видим, эти оценки очень категоричны и субъективны. Они сводятся к противопоставлению я и ты, где я заведомо лучше. Другой ребенок для младших дошкольников – это средство утвердить себя, показать свои преимущества, свои способности.

Постепенно в разговорах детей все чаще появляются высказывания, в которых я и ты как бы сливаются в мы.
 


"Я" и "ты" становятся "мы"!
– Смотри, что у нас получилось!
– Давай в дочки-матери играть!
– Это у нас будет стол...
– Давай мы с тобой будем солдатиками.
– Помнишь, мы эту песню пели...

Здесь уже нет взаимных оценок, зато есть общее дело, которое увлекает и которое хочется делать вместе. Эти высказывания направлены не на демонстрацию себя и не на сравнение себя и другого, а на объединение усилий для достижения общего результата. Здесь уже становится неважно, какой я и какой ты, важно, что у нас получилась интересная игра, главное, что мы были вместе. Этот поворот от я к мы, от наивного "Смотри, какой я хороший" к "Давай вместе" происходит в дошкольном возрасте и чаще всего в игре.

Общение дошкольников

Вместе с этой страницей ищут: общение дошкольников, о чем разговаривают дошкольники, общение дошкольников со сверстниками, общение дошкольников со взрослыми

1 10

(Голосов: 16, Рейтинг: 7.94)

Комментарии к статье (0) (показать)

Добавить свой комментарий

Имя
E-mail
Сообщение
Защита от автоматических сообщений
Защита от автоматических сообщений

Возврат к списку