ст. преподаватель кафедры "Возрастная психология" факультета "Психология образования"МГППУ, консультирует в интерактивной рубрике Вопросы/Ответы
Факультет "Психология образования"
Детская психология для специалистов
Журнал "Психологическая наука и образование"
По окончании учебы и защиты медицинской диссертации («Психоанализ и педиатрия») в 1939 году Франсуаза Дольто посвящает себя психоаналитической работе, которую будет вести вплоть до самой смерти в 1988 году . Своим учителем в работе с детьми она считала Софи Моргенштерн, первого детского психоаналитика во Франции, специалиста по детским рисункам, работавшую в Париже до начала 2-й мировой войны. «Она учила меня работать так, чтобы дети могли говорить со мной в полном доверии, не боясь, что то, что они скажут, может быть повторено взрослым»
С 1938 года Франсуаза Дольто станет членом Парижского Психоаналитического Общества (SPP). Но ей, как и Жаку Лакану, Международная Психоаналитическая Ассоциация (IPA) в 1963 году запретит принимать участие в подготовке и обучении молодых психоаналитиков - преподавать и проводить дидактические анализы. Этому решению будет предшествовать десятилетие конфликтов, переговоров и противостояний с IPA, которые начнутся с момента, когда Франсуаза Дольто, Даниель Лагаш и Жюльетт Фавез-Бутонье, несогласные с авторитарным стилем правления Саши Нахта, сконцентрировавшего в своих руках управление Институтом Психоанализа и Парижским Психоаналитическим Обществом, выйдут из членов Парижского Психоаналитического Общества (SPP) и создадут новую психоаналитическую организацию – Французское Психоаналитическое Общество (SFP). К ним присоединится Жак Лакан. Но акт ухода повлечет за собой автоматическое приостановление их членства в Международной Психоаналитической Ассоциации, за чье признание и разгорится борьба, которая выльется в череду комиссий, призванных оценить работу нового сообщества и возможность его аккредитации. Эта работа будет увенчана окончательным решением комиссии под председательством Тюрке об исключении Дольто и Лакана из листа дидактиков, что подвигнет Лакана выйти из SFP и основать в 1964 году новую аналитическую организацию, которую он назовет Парижской Школой Фрейдизма (EFP), к которой тотчас присоединится Франсуаза Дольто . На протяжении всей жизни она сохранит дружеские и рабочие отношения с Жаком Лаканом, с которым их будет связывать взаимное уважение и долгий институциональный путь. В 1980 году после роспуска Школы Лаканом Дольто, подозреваемая в намерениях занять место лидера французского психоанализа, будет подвергнута резким нападкам со стороны коллег по Школе. Основное острие критики, похожей больше на травлю, будет направлено против ее «популяризации» психоанализа - цикла передач «Когда появляется ребенок», которые она вела на радио Франс-Интер в 1976-1977 годах - и на ее никогда не отрицаемое религиозное чувство (в 1977 году вышла книга «Евангелие сквозь призму психоанализа»).
В силу предпочтения «клинического свидетельствования» теоретическим штудиям и благодаря неустанной устной передаче, она заслужила репутацию скорее гениального практика, чем теоретика. В то время как для самой Дольто теория навсегда останется лишь концептуальной попыткой понять ее собственную практику. При всем разнообразии техники – рисунок, лепка, символическая плата за сеанс, «кукла-цветок»… - основным «рабочим инструментом» Дольто будет слово, и ее практика будет преследовать цель «по ту сторону языка, заимствованного из мира взрослых, дать [ребенку] язык, который соответствует возрасту его реального развития» . Ее способность точно отыскивать момент «сбоя» в самых архаических пластах психики и проговаривать на понятном ребенку языке те связи, которые он выстроил с этим миром, был даром Дольто, поражающим окружающих. Для самой же Дольто за всеми ее вмешательствами и словами стояла ясная логика и концептуальное прояснение, которое она будет стремиться передать молодым аналитикам на своих семинарах по детскому психоанализу. В этой работе по передаче аналитического опыта, Дольто изобретет новую форму обучения – будущие практики будут принимать непосредственное участие в самом ведении аналитического сеанса с детьми. Она обучит не одно поколение аналитиков, ее труды и ее подход повлияют на качественное, принципиальное изменение работы с детьми в детских садах, в больницах, в роддомах, в интернатах . Целое поколение французских детей будет воспитано на «идеях Дольто», что во многом сведет тонкую и сложную – как сама психика и жизнь – мысль Дольто к набору легко воспроизводимых рецептов и карикатурных упрощений.
Ее работы и мысли сейчас заново открываются, в 2008 году в честь столетнего юбилея Дольто прошел целый ряд научных и культурных мероприятий во Франции . В 1990 году был создан «Документальный Архив Франсуазы Дольто», открытый для исследователей и для всех, кто интересуется творчеством Дольто .
Няня: кому доверить самое дорогое? (Интервью М.Е. Ланцбург РИА Новости)
От 1 до 3 лет ,От 3 до 7 летРазвитие математического мышления в младшем подростковом возрасте.
От 10 до 12 летЭффект «тёмной комнаты», или ваш ребёнок взрослеет
От 13 до 16 летМультфильмы для современных дошкольников
От 3 до 7 летНаговицын А. Е., Пономарева В. И.
От 3 до 7 лет, От 7 до 9 летВачков И.В.
От 1 до 3 лет, От 3 до 7 летНаговицын А. Е., Пономарева В. И.
От 1 до 3 лет, От 3 до 7 летКуличковская Е. В., Степанова О. В.
Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников
От 3 до 7 лет, От 7 до 9 летРосс В. Грин
От 3 до 7 лет, От 7 до 9 лет