Амонашвили  Шалва Александрович

Научная степень: доктор психологических наук

Ученое звание, должность, регалии: (р. 8.3.1931, Тбилиси), грузинский педагог и психолог, действительный член АПН СССР (1989—91), доктор психол. наук (1973), профессор (1980).


Научные интересы, практика

После окончания Тбилисского университетата (1955) работал в НИИ педагогики МП Груз. ССР (в 1983—91 — директор), с 1987 — ген. директор экспериментального научно-педагогического производственного объединения MHO Грузии.

С 1964 руководит экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения, в том числе обучения детей с 6 лет в условиях школы. Система воспитания и обучения Амонашвили — “педагогика целостной жизни детей и взрослых” — строится на началах гуманности и веры в ребёнка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы — опираясь на всю полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школьные занятия в “уроки счастья жизни”, познания, общения, взросления.

Амонашвили предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребёнка на продуктивные занятия.

Нравствственная основа дет. уч. кооперации в системе А.— способность радоваться успехам других, готовность прийти на помощь. Отношения между старшими и младшими детьми организуются путём шефской помощи детскому саду, начальным классам и пр. Отменены балльные оценки, не допускается сравнение детей друг с другом. Обучение начинается сразу на нескольких доступных учащимся уровнях, например, обучение чтению — от беглого чтения до знакомства с буквами.

Ученики соучаствуют в построении урока, в составлении заданий, собственного учебника, в планировании ответов и т. п.

Публикации:

  1. Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах. -  Тб., 1970;
  2. Обучение. Оценка. Отметка. -  М., 1980;
  3. Созидая человека. -  М., 1982;
  4. Здравствуйте, дети! Пособие для учителя / Предисл. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с., ил.
  5. Воспитат. и образоват. функция оценки учения школьников. -  М., 1984; 
  6. В школу — с шести лет. -  М., 1986;
  7. Как живете, дети? -  М., 1986;
  8. Единство цели. -  М., 1987;
  9. Личностно-гуманная основа пед. процесса. -  Минск, 1990.

Статьи автора

Книги автора

Актуальные статьи:

Сковычева О.А., Бочавер А. А.

Почему сложно быть родителем подростка и чем могут помочь психологические группы.

От 10 до 12 лет ,От 13 до 16 лет

Ланцбург М.Е.

Няня: кому доверить самое дорогое? (Интервью М.Е. Ланцбург РИА Новости)

От 1 до 3 лет ,От 3 до 7 лет

Соколов В. Л.

Развитие математического мышления в младшем подростковом возрасте.

От 10 до 12 лет

Щурова М. М.

Эффект «тёмной комнаты», или ваш ребёнок взрослеет

От 13 до 16 лет

Смирнова Е.О.

Право на игру

От 3 до 7 лет

Актуальные книги:

Сомова Н.Л.

В пятый класс - в первый раз. Пособие по профилактике и коррекции школьных проблем учеников 10-11 лет

От 7 до 9 лет

Черняева С. А.

Психотерапевтические сказки и игры

От 3 до 7 лет, От 7 до 9 лет

Руденко Т. А.

Год до школы: от А до Я. Психологическая подготовка к школе. Методическое пособие + демонстрационные материалы

От 3 до 7 лет

Серебрякова М.

Массажики-сказки и веселые раскраски

От 3 до 7 лет

Фопель К.

Головопятки! Игры для маленьких детей от 3 до 99 лет

От 3 до 7 лет

Возврат к списку