Наши авторы

 доцент кафедры "Дошкольная педагогика и психология" факультета "Психология образования" МГППУ

Все авторы >>

Наши партнеры


Божович Лидия Ильинична

Научная степень: доктор психологических наук

Ученое звание, должность, регалии: (1908–1981) – психолог, доктор психологических наук (1966), профессор (1967).


Образование

Окончила педагогический факультет 2-го МГУ (1930). Ученица Л.С. Выготского. С 1929 г. – на практической и научной работе по психологии (АКВ им. Н.К. Крупской, Украинская психоневрологическая академия в Харькове и др.) В 1948–81 гг. работала в НИИ ОПП (до 1978 г. – зав. лабораторией психологии формирования личности).

Научные интересы, практика

Основная область исследований – педагогическая и детская психология. Божович изучала познавательные интересы школьников, осуществляла дифференцированный подход к выявлению мотивов учебной деятельности и их связи со сферой социальных мотивов. Божович занималась анализом личностных конфликтов детей, конкретно – аффектом неадекватности, т.е. анализом устойчивых отрицательных эмоциональных состояний, возникающих в связи с неуспехом в деятельности и характеризующихся либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя виновным. Экспериментально исследовала функции самооценки, уровня притязаний и идеалов в мотивационно-потребностной сфере ребенка, природу и пути формирования устойчивости личности (“Личность и ее формирование в детском возрасте”, 1968).

Публикации:

  1. Жизненный опыт ребенка и школьные знания // Сб. научных трудов ЦИДИП. - Харьков, 1935 (на укр. яз.).
  2. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка-дошкольника. - М., 1948.
  3. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста; Общая характеристика детей младшего школьного возраста; Роль психологии в построении учебно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста // Очерки психологии детей (младший школьный возраст). - М., 1950.
  4. Очерки психологии детей (младший школьный возраст). - М., 1950. (Перев. на рум. яз.) (соавт.)
  5. Наказание - самое тонкое и сложное средство воспитания // Поговорим о наших детях. - М., 1959.
  6. Изучение личности школьника и проблема воспитания // Психологическая наука в СССР. Т.2. - М., 1960.
  7. О некоторых проблемах и методах изучения психологии личности школьника // Вопросы психологии личности школьника. - М., 1961.
  8. Педагогическая характеристика как средство изучения учащихся в школах-интернатах // В помощь работникам школ-интернатов. - М., 1964. (соавт.)
  9. Роль деятельности ребенка в формировании его личности // Психологические исследования в СССР. - М., 1966 (на фр. яз.).
  10. Педагогическая психология. Психология воспитания // Педагогическая энциклопедия. Т.3.  - М., 1966.
  11. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
  12. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков. - М., 1972. 
  13. Психологические особенности личности старшего школьника // Комсомол в школе. Опыт, проблемы, методика. - М., 1972.
  14. К развитию эффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В.Давыдова. - М., 1978.
  15. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. №4. с.22-23.
  16. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М., 1979.
  17. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. - М., 1995.
  18. Проблемы формирования личности/Под ред. Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. - М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. 352 с.
  19. Языковая компетенция как критерий готовности к школьному обучению (на материале родного языка) // Психологическая наука и образование. 1999. №1. С.25-37.
  20. Учителю о языковой компетенции школьника. Психолого-педагогические аспекты языкового образования - М.Воронеж, 2002. - 288 с. 

Статьи автора

Актуальные статьи:

Ланцбург М.Е.

Няня: кому доверить самое дорогое? (Интервью М.Е. Ланцбург РИА Новости)

От 1 до 3 лет ,От 3 до 7 лет

Соколов В. Л.

Развитие математического мышления в младшем подростковом возрасте.

От 10 до 12 лет

Щурова М. М.

Эффект «тёмной комнаты», или ваш ребёнок взрослеет

От 13 до 16 лет

Смирнова Е.О.

Право на игру

От 3 до 7 лет

Соколова Мария

Мультфильмы для современных дошкольников

От 3 до 7 лет

Актуальные книги:

Наговицын А. Е., Пономарева В. И.

Типология сказки

От 3 до 7 лет, От 7 до 9 лет

Вачков И.В.

Введение в сказкотерапию

От 1 до 3 лет, От 3 до 7 лет

Наговицын А. Е., Пономарева В. И.

Атлас сказочного мира

От 1 до 3 лет, От 3 до 7 лет

Куличковская Е. В., Степанова О. В.

Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников

От 3 до 7 лет, От 7 до 9 лет

Росс В. Грин

Взрывной ребенок.

От 3 до 7 лет, От 7 до 9 лет

Возврат к списку