Наши партнеры


Пиаже Жан (1896- 1980)  

Ученое звание, должность, регалии: швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития и философско-психологической школы генетической психологии (другое название — генетическая эпистемология).


Научные интересы, практика

Выдвинул концепцию стадиального развития психики. В первых работах ("Речь и мышление ребенка", 1923) детально проанализировал качественную специфику детского мышления. Используя метод клинической беседы, выдвинул, опираясь на суждения ребенка, положение о том, что главной отличительной характеристикой его познавательной деятельности является эгоцентризм, в силу которого он смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. В мышлении ребенка обнаруживаются и такие необходимые особенности, как магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы), анимизм (эти предметы наделяются сознанием и волей), артифицилизм (явления окружающего мира считаются изготовленными людьми для своих целей). Эти свойства мышления отражаются в эгоцентрической речи ребенка, выражающей "логику чувств" и не выполняющую коммуникативной функции. Эгоцентризм преодолевается благодаря социализации. В дальнейшем Пиаже пересмотрел этот взгляд, разработав особую логическую систему, позволяющую описать развитие психики ребенка как трансформацию совершаемых им действий (операций). Из системы реальных внешних действий (сенсомоторный интеллект), которые координируются в целостные системы и превращаются в действия внутренние, возникает логико-математический строй человеческого познания. Для этого действия должны приобрести особые признаки и превратиться в операции. Сенсомоторная и дооперационная стадии сменяются операционной. Взаимозависимость операций, их обратимость (для каждой операции имеется противоположная либо обратная ей операция) создают устойчивые и вместе с тем подвижные целостные структуры. От стадии конкретных операций (которую Пиаже датировал младшим школьным возрастом) мышление переходит на стадию формально-логических операций, завершающуюся к 15 годам ("Психология интеллекта", 1946). Принципы операционной концепции интеллекта Пиаже считал ключевыми для понимания эволюции мышления в различные исторические эпохи и для различных областей знания, исходя из этого положения, особое направление исследований, названное им генетической эпистемологией.

Публикации:

  1. Речь и мышление ребенка - СПб.: СОЮЗ, 1997. – 256 с.
  2. Суждение и рассуждение ребенка - СПб.: СОЮЗ, 1997.
  3. Эволюция интеллекта в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. 1997. №4.
  4. О механизмах "Ассимиляции" и "Аккомодации" // Психологическая наука и образование. 1998. №1.
  5. Психология ребенка.18-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 160 с. — (Серия «Концентрированная психология»).
  6. Моральное суждение ребенка   М.: Академический Проект, 2006.— 480 с. — (Серия «Психологические технологии»).

Статьи автора

Книги автора

Актуальные статьи:

Беневольская Т.Б.

Адаптация ребенка к детскому саду

От 3 до 7 лет

Беневольская Т.Б.

Как приучить ребенка к туалету

От 1 до 3 лет ,От 3 до 7 лет

Сковычева О.А., Бочавер А. А.

Почему сложно быть родителем подростка и чем могут помочь психологические группы.

От 10 до 12 лет ,От 13 до 16 лет

Ланцбург М.Е.

Няня: кому доверить самое дорогое? (Интервью М.Е. Ланцбург РИА Новости)

От 1 до 3 лет ,От 3 до 7 лет

Соколов В. Л.

Развитие математического мышления в младшем подростковом возрасте.

От 10 до 12 лет

Актуальные книги:

Павлов И.

Как я научился жить без папы, лежать в больнице, любить маму

От 7 до 9 лет, От 10 до 12 лет

Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х.

Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 2 класс

От 7 до 9 лет

Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х.

Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 1 класс

От 7 до 9 лет

Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М.

Психолого-медико-педагогический консилиум в школе

От 3 до 7 лет, От 7 до 9 лет, От 10 до 12 лет, От 13 до 16 лет

Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х.

Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе

От 7 до 9 лет

Возврат к списку