Холл Гренвилл Стэнли
Холл Гренвилл Стэнли (1846--1924) — американский психолог, один из основоположников педологии, сторонник экспериментальной педагогики.
С целью исследования детской психики X. широко распространял вопросники, отвечая на которые дети должны были сообщать о своих чувствах (в частности, моральных и религиозных), о своем отношении к другим людям (“Юность”, 1904). Методика вопросников встретила резкую критику, поскольку строилась на признании достоверности высказываний детей о самих себе. Впоследствии метод вопросников был заменен методом тестов. В объяснении психического развития ребенка X. опирался на биогенетический закон, на основе которого в детскую и педагогическую психологию вводился принцип рекапитуляции (сокращенного повторения основных этапов развития человечества). Формирование психики детей трактовалось как фатальный переход от одной фазы развития человеческого рода к другой. Например, характер детских игр объяснялся проявлением и “изживанием” охотничьих инстинктов первобытных людей, а игры подростка считались воспроизведением образа жизни воинственных племен. Из применения биогенетического закона к психологии детей следовали глубоко реакционные выводы для педагогической практики, которые и сделал X. Он настаивал, в частности, на том, что детям нужно предоставлять возможность проходить через анимистические, религиозные и др. стадии в своем развитии (“Проблемы воспитания”, 1911). Биологизация сознания, игнорирование его социально-исторической детерминации и определяющей роли воспитания снижают научную ценность работ X.
Публикации:
Соч.: The contents of children’s mind on entering school, N. Y.—Chi., 1893; Educational problems, v. 1—2, N. Y.—L., 1911; Recteations of a psychologist, N. Y.—L., 1920; Aspects of child life and education, N. Y.—L., 1921; Life and confessions of a psychologist, N. Y.—L., 1923; в рус. пер.: Собр. статей по педологии и педагогике, [М., 1912]; Инстинкты и чувства в юношеском возрасте, П., 19202; Очерки по изучению ребенка, М., 1925.
|