Талызина Н.Ф.
Талызина Нина Фёдоровна родилась 28 декабря 1923 г. в с. Лучинском Ярославской области, закончила Ярославское педучилище (1942 г.), а затем физико-математический факультет Ярославского педагоги-ческого института (1946), аспирантуру Института Психологии АПН РСФСР (1950), доктор психологических наук (1970), профессор (1971), член-корреспондент АПН СССР (1971), действительный член АПН СССР (1989), действительный член РАО (1992). Преподает в МГУ им. М.В.Ломоносова с 1950 г., заведующий кафедрой педагогической пси-хологии и педагогики отделения, а затем факультета психологии МГУ (1963-1995). Руководитель лаборатории педагогической психологии (с 1966 г.) и Центра по переподготовке работников системы образования (с 1989 г.) при факультете психологии МГУ. Председатель специализированного совета по защите докторских диссертаций по специальности “педагогическая и возрастная психология”, член специализированного совета по защите кандидатских диссертаций по специальности “теория и история педагогики” при факуль-тете психологии МГУ; была экспертом ЮНЕСКО, в течение 7-ми лет была членом ВАК СССР по психологии. Более 15 лет была членом редколлегии журнала "Советская педаго-гика", Международного журнала "Научные основы обучения" (Голландия), и европейско-го журнала "Измерение и оценивание". В настоящее время - член редколлегии журнала "Вестник МГУ. Серия 14. Психология",
Награды: За научную, педагогическую деятельность награждена медалью им. Н.К. Круп-ской, значком "Отличник высшего образования", 2-мя медалями ВДНХ, правительствен-ным Орденом Кубы за вклад в развитие образования в республике (1988).
Область научной деятельности: педагогическая психология. Талызина внесла крупный вклад в разработку деятельностной теории учения. В 50-е гг. в кандидатской диссертации, выпол-ненной под руководством П.А. Шеварева, Талызина исследовала особенности сокращения умственных действий в процессе их формирования. Начиная с 50-х гг. Талызина ведет исследования в тесном контакте с П.Я. Гальпериным. Первый цикл исследований был посвящен действиям, лежащим за понятиями, что позволило вскрыть психологические механизмы станов-ления и функционирования научных понятий. Умственные действия, обеспечивающие выполнение логических операций доказательства, классификации, рассматривались как пути формирования логического мышления у детей; исследовались также особенности функционирования логических приемов мышления у взрослых. Это привело к разработке метода моделирования разных видов познавательной деятельности и формулировке прин-ципов управления процессом их формирования, помогло понять соотношение психологи-ческого и логического подходов к изучению мышления. Установлено, что управление процессом усвоения умственных действий, лежащих за логическими знаниями и операциями, позволяет формировать полноценные понятия уже у детей 5-6 лет в то время, как стихийный ход становления логического мышления приводит к наличию дефектов в его функционировании даже у взрослых образованных людей. Это показывает несостоятельность рассмотрения возраста как критерия развития логического мышления, вскрывает зависимость последнего от условий усвоения социального опыта и доказывает социаль-ную природу человеческой психики. Изучение психологических механизмов обобщения в экспериментах на нормальных детях и на детях с задержками в психическом развитии об-наружило, что обобщение не определяется непосредственно общностью свойств в предме-тах, а зависит от того, на что ориентируется человек в работе с предметами, какое место те или иные свойства занимают в структуре деятельности субъекта. Это открывает путь для управления процессом обобщения, планирования свойств, по которым требуется провести обобщение.
В 60-е г.г. с появлением программированного обучения Талызиной проводится анализ общей теории управления, исследуются возможности ее использования в учении (при разра-ботке принципов программированного обучения). Ею была сформулирована деятельност-ная концепция программированного обучения, отличающаяся от американского аналога, построенного на основе бихевиоризма (Талызина, 1969). Этот этап исследований Т. обоб-щен в ее докторской диссертации, посвященной теме “Психологические основы управле-ния усвоением знаний” (1969).
В 70-е г.г. Талызина продолжила исследование закономерностей процесса усвоения и воз-можностей управления им (Талызина, 1975; 1984); осуществляются исследования по пси-холого-педагогическим основам применения обучающих машин, выявлению функций учебника в учебном процессе; разрабатывается методика составления обучающих программ; анализируются функции контроля при усвоении знаний (Талызина, 1977; 1980).
В 80-е гг. Талызина обосновывает деятельностный подход к психодиагностике познава-тельной деятельности учащихся; выявлены принципы составления принципиально новых диагностических методик; показан метод оценки истинных возможностей традиционных тестов (Талызина, 1987). Проведен цикл исследований близнецовым методом, подтвер-дивших социальную природу человеческих способностей и позволивших предложить но-вый подход к диагностике интеллектуальной деятельности (Талызина 1991). Важное зна-чение имеют работы Талызина в области дидактики, построенной на деятельностной теории уче-ния. Прежде всего следует отметить исследование Талызина, посвященное методологии построе-ния содержания обучения с опорой на модель целей, представленных в виде типовых за-дач (Талызина, 1987).
Талызина читает в МГУ курсы лекций: “Педагогическая психология”, “Психологическая диагностика интеллекта”, “Зарубежные теории учения”, подготовила более 60 кандидатов и докторов наук.
Общее число опубликованных работ свыше 300, около 100 из них изданы на 15-ти языках за рубежом.
Публикации:
- Теоретические проблемы программированного обучения. - М., 1969.
- Управление процессом усвоения знаний - М., 1975.
- Практикум по педагогической психологии - М.: Академия, 2002. 192 с.
- Пути и возможности автоматизации учебного процесса. (В соавторстве с Т.В.Габай). - М., 1977.
- Методика составления обучающих программ: Учебное пособие. 1980.
- Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта. (Совместно с Ю.В. Карповым). М., 1987
- Пути разработки профиля специалиста. (Ред. и соавт.). - Саратов, 1987.
- Природа индивидуальных различий: Опыт исследования близнецовым методом. (Совместно с С.В.Кривцевой, Е.А.Мухаматулиной). - М., 1991.
- Формирование приемов математического мышления (Ред. и соавт.). - М., 1995.
- Педагогическая психология. Учебное пособие. - М., 1998.
|