Дубровина И.В.
Дубровина Ирина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института РАО, сотрудник кафедры "Педагогическая психология" факультета "Психология образования" МГППУ.
И. В. Дубровина внесла большой вклад в разработку проблем генезиса возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, выявила ряд фактов и закономерностей, имеющих фундаментальное значение для возрастной психологии. Под ее руководством и с ее непосредственным участием проведено глубокое и всестороннее исследование переходного периода от подросткового к юношескому возрасту, впервые ставшего предметом специального систематизированного исследования. Его результаты нашли отражение в монографии "Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту) " (М.: Педагогика, 1987). В 80-е гг. под руководством И. В. Дубровиной на значительной выборке учащихся было проведено исследование возрастной динамики психического развития на протяжении подросткового – раннего юношеского возраста, охватывающее широкий круг аспектов развития познавательной мотивационно-потребностной сферы, самосознания и других сторон личности. Результаты этого исследования были отражены в выпущенной под редакцией И. В. Дубровиной коллективной монографии "Особенности обучения и психического развития школьников 13—17 лет" (М.: Педагогика, 1988). Детальному анализу формирования личности старшего школьника посвящена монография "Формирование личности старшеклассника" (М.: Педагогика. 1989). Различные аспекты формирования личности, осмысление этого процесса в широком научном контексте рассматриваются в исследования" обобщенном в сборнике под редакцией И. В. Дубровиной "Формирование личности в онтогенезе" (М.: Педагогика, 1992).
С конца 70-х гг. под руководством И. В. Дубровиной проводилось также исследование специфики психического развития детей, растущих вне семьи. В результате многолетних исследований впервые в отечественной психологии были получены научные данные и выявлены причины особого типа психического развития и развития личности детей школьного возраста" воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. На материале этого исследования совместно с лабораторией дошкольного воспитания под редакцией И. В. Дубровиной и М. И. Лисиной была издана коллективная монография "Психическое развитое воспитанников детского дома". М.: Педагогика. 1990.
В 1980 г. по инициативе вице-президента АПН СССР Ю. К. Бабанского И. В. Дубровина начала работу по организации в стране школьной психологической службы, и уже в течение 15 лет она является признанным лидером в этой области, успешно сочетая как теоретико-экспериментальные, так в научно-практические разработки. Под ее руководством и при ее непосредственном участии созданы "Положение о психологической службе образования" и ряд других нормативных документов, составляющих основу деятельности психолога в системе образования. У психологов, в том числе непосредственно работающих в школе, заслуженной популярностью пользуется изданная под редакцией И. В. Дубровиной серия книг и практических пособий по службе практической психологии образования, прежде всего "Рабочая книга школьного психолога", а также созданная ею оригинальная программа подготовки практических психологов образования. И. В. Дубровина была одним из инициаторов, организаторов и руководителей I съезда практических психологов образования России.
И. В. Дубровина является основоположником разработки нового направления возрастной психологии – детской практической психологии. Фундаментальные исследования И. В. Дубровиной, посвященные разработке теоретических основ и прикладных аспектов детской практической психологии и ее воплощения в практике народного образования – школьной психологической службе, отражены в авторской монографии "Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики (М.: Педагогика, 1991). И. В. Дубровина является инициатором создания и главным редактором журнала "Детский практический психолог".
Контакты:
E-mail:
По материалам сайтов "Факультет "Психология образования" и "Региональная ассоциация психологов Донбасса"
Публикации:
- Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства // Психологическая наука и образование. 1998. №2.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.
- Психологическая служба образования // Психологическая наука и образование. 2001. №2.
- Практическая психология образования: Учебное пособие. 4-е изд. - Спб.: Питер, 2006. - 592 с.
|