Эльконин Д.Б.
Эльконин Даниил Борисович (1904–1984) – психолог, член-корреспондент АПН СССР (1968), доктор пед. наук (1962), профессор (1965). Окончил ЛГПИ им. А.И. Герцена (1927). Педагогическую деятельность начал в 1922 г. в Дергачевской колонии для малолетних правонарушителей (Полтавская обл.). Вел научно-педагогическую работу в ЛГПИ им. А.И. Герцена (с 1928), ЛГПИ им. Н.К. Крупской (с 1938). С 1945 г. в НИИ общей и пед. психологии АПН (зав. лабораторией диагностики психического развития школьников), в 1948–1982 гг. – на факультете психологии МГУ.
Специалист в области детской и педагогической психологии. Изучал предметные действия детей раннего возраста, игры дошкольников, общение подростков. Используя общие положения теории деятельности, разработал (совместно с В.В. Давыдовым) теорию учебной деятельности; предложил вариант периодизации психического развития ребенка исходя из смены типа ведущей деятельности на каждом возрастном этапе. С 1959 г. проводил многолетний эксперимент по выявлению условий обучения, оказывающих оптимальное влияние на умственное развитие ребенка. Согласно Эльконину, определяющим фактором обучения является не методика, а содержание, как можно больше приближенное к современному теоретическому знанию. Разработал эффективный метод обучения детей чтению на основе звукового анализа слов, составил экспериментальные буквари.
Публикации:
- Развитие речи в дошкольном возрасте. - М., 1958.
- Детская психология. М., 1960.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М.: Просвещение, 1967, - 360с.
- Психология обучения младших школьников. М., 1974.
- Избранные психологические труды. М., 1989.
- Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В.В.Давыдова, Т.А.Нежновой. - М.: ИНТОР, 1998. - 112с.
- Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). - М.: Тривола, 1994. — 168 с., ил.
- Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фелъдштейна / Вступ. статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 416с.
- Психология развития / Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001 — 144с.
- Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). М.: «Просвещение». 1966.
- Психология игры. 2-е изд. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
- Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. 1993. №2. Стр.62-70.
- Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 1996. №4. с. 18-23.
- Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. 1996. №3.
- Некоторые психологические проблемы построения учебных программ // Психологическая наука и образование. 1996. №1.
- Выдержки из научных дневников (1960-1962) // Вопросы психологии.2004.№1.
|