Ушинский К.Д.
Ушинский Константин Дмитриевич (1824–1870) – педагог, основоположник научной педагогики в России.
Окончил юридический факультет Московского ун-та (1844). В 1846–49 гг. – профессор кафедры энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов Демидовского лицея в Ярославле, который вынужден был оставить после обвинений в неблагонадёжности. В 1850–54 гг. служил в канцелярии департамента иностранных дел. Сотрудничал в журнале “Современник” (1852–54 гг.) и “Библиотека для чтения” (1854–55 гг.) С 1854 г. – преподаватель русской словесности, географии и юридических предметов Гатчинского сиротского института, в 1855–59 гг. – инспектор (зав. уч. частью). В 1959 г. был назначен инспектором Смольного института, где приступил к реформе этого учебного заведения. В 1862–67 гг. жил за границей, главным образом в Швейцарии, изучая постановку школьного дела и женского образования.
Разработал, руководствуясь принципом народности, систему идей, направленных на всестороннее развитие и совершенствование целостной личности на основе воспитывающего обучения (“Человек как предмет воспитания”, 1868–1869). В этой системе важнейшее место отводилось положению о том, что психологические качества человека формируются в единстве с их нейрофизиологической основой. Фундаментальной категорией Ушинский считал “полурефлексы”, к которым относилось все многообразие навыков и привычек. Обращение к этой категории позволяло рассматривать активность сознания (души) как фактор, действующий соответственно возможностям преобразуемого под его влиянием организма. К усвоенным рефлексам как результатам воспитания Ушинский относил привычки. Благодаря им ребенок приобретает способности, которых он не имел от природы. При этом на передний план Ушинский выдвигал нравственный смысл привычек, в отличие от простых навыков, возникающих путем упражнения: “добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему”. Тем самым нравственная детерминация, заданная общими устоями жизни народа, выступала как важнейший фактор построения специфически человеческого уровня нервно-психической активности отдельной личности, основа ее полноценного формирования. Большое внимание Ушинский уделял развитию психики в различные возрастные периоды, соотнося специфические характеристики этого развития с решением проблем дидактики, построения учебного процесса к организации воспитательных воздействий на ребенка в единстве физических, нравственных и умственных “параметров” его жизнедеятельности.
Публикации:
- Собрание сочинений: В 11 т. М.; Л., 1948–1852.
- Избранные педагогические сочинения: В 2. т. М., 1974.
- Проблемы педагогики. М., 2002.
|