Рубцов В.В.
Рубцов Виталий Владимирович – психолог, ректор Московского городского психолого-педагогического университета, доктор психологических наук (1988), профессор (1991), академик, действительный член РАО (1992), заслуженный деятель науки, почетный профессор Висконсинского университета (Мэдисон, США), лауреат премии Президента РФ в области образования.
Профессиональная биография:
Виталий Владимирович Рубцов - крупный ученый, специалист в области возрастной и педагогической психологии (в области развивающего образования, коммуникативно-ориентированных учебных средств и систем группового обучения), общей психологии. Работы В.В.Рубцова по психологическим проблемам совместной деятельности, группового обучения, а в последнее время - развивающего образования широко известны в нашей стране и за рубежом.
Профессиональный рост В.В.Рубцова прошел в стенах Психологического института, где был пройден путь от младшего научного сотрудника (1972г.) до директора института (с 1992г. по настоящее время), где с 1981 возглавляет Лабораторию психологических основ новых образовательных технологий.
Являясь членом Президиума РАО, председателем центрального регионального отделения РАО, В.В.Рубцов ведет большую научно-исследовательскую, организационную и практическую работу. Много сил отдается Виталием Владимировичем подготовке кадров в области психологии.
С 1997 года он - ректор МГППУ. Одновременно В.В.Рубцов - главный редактор журналов "Вопросы психологии", "Психологическая наука и образование", член Издательского совета 2-х международных журналов.
Научные интересы:
В.В.Рубцов - профессор по специальности "Педагогическая и возрастная психология", под его руководством и при его активном участии выполнены фундаментальные исследования психологических закономерностей и механизмов организации совместной учебной деятельности и генеза познавательных действий у ребенка. В.В.Рубцов разработал основы социально-генетической психологии, рассматривающей генез учебно-познавательных действий человека в зависимости от способов распределения деятельности и обмена действиями включенных в нее участников. Показал влияние процессов коммуникации, взаимопонимания и рефлексии в совместной деятельности на развитие новых действий школьника. Им обоснован новый вариант генетико-моделирующего метода, позволяющего глубже изучить возникновение учебно-познавательных действий.
Опубликовано более 200 работ, включая фундаментальные монографии, по этим проблемам.
За вклад в науку и практику современного образования В.В.Рубцов удостоен Государственной премии Президента РФ в области образования за 1998 год. В декабре 2004 года Виталию Владимировичу присуждена государственная награда Заслуженный деятель науки.
В настоящее время при участии и под руководством В.В.Рубцова выполняется ряд государственных программ и международных проектов, направленных на изучение психологических условий эффективного использования в учебно-воспитательном процессе новых образовательных технологий и моделей обучения различных контингентов детей и взрослых. Результаты этих исследований широко используются при решении проблем модернизации современного образования.
Контакты: Телефоны: 923-13-69 923-78-28
Факс: 923-48-96
e-mail:
Статья подготовлена с использованием материалов сайта http://mgppu.ru.
Публикации:
Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения // Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1987.— 160 с.
Развитие рефлексивных процессов младших школьников в учебной деятельности. - Новосибирск, 1995.
Основы социально-генетической психологии. - М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с.
Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования. // Сборник статей под редакцией действительного члена РАО В.В. Рубцова. - Москва, 1996.
Психологические основы организации учебной деятельности, опосредствованной использованием компьютерных систем // Психологическая наука и образование. 1996. №2. (в соавт.)
Социально-психологическая концепция интеллектуального развития ребенка А.Н. Перре-Клермон // Психологическая наука и образование. 1996. №2.
Социальные взаимодействия и обучение // Психологическая наука и образование. 1996. №2.
Культурно-исторический тип школы (проект разработки) // Психологическая наука и образование. 1996. №4.
О двух путях образования понятий у ребенка // Психологическая наука и образование. 1997. №3.
Проект программы экспериментального курса "Мировидение" как учебного предмета для детей 5-7 лет // Психологическая наука и образование. 1997. №3.
Стратегия развития высшего психологического образования // Психологическая наука и образование. 1998. №2.
Система психологической поддержки образования // Психологическая наука и образование. 1999. №2.
Виртуальная психологическая служба: функциональные задачи и особенности организации // Психологическая наука и образование. 2002. №1.
Анализ развития службы практической психологии образования Москвы // Психологическая наука и образование. 2002. №2.
Системы психологической поддержки образования в Зеленограде // Психологическая наука и образование. 2001. №3.
Перспективная модель интеграции психологической науки, образования и практики на базе Психологического института РАО // Вопросы психологии. 2004. №2.
|