Гальперин П.Я.
Гальперин Петр Яковлевич (2.10.1902, г. Тамбов - 25.03.1988, г. Москва) - доктор педагогических наук по психологии (1965), профессор (1967), выдающийся отечественный психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980).
П.Я.Гальперин окончил Харьковский медицинский институт (1926). В 1926-1941 гг. работал в Харьковской Психоневрологической академии, вел педагогическую работу в Харькове и Донецке (Сталино), активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, П.И.Зинченко, Л.И.Божович и др.). С 1943 г. - в МГУ им. М.В.Ломоносова; доцент, профессор (с 1966 г.), зав. кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ (с 1971 г.), профессор-консультант (с 1983 г.).
Гальперин - является одним из ведущих отечественных ученых в области общей, возрастной и педагогической психологии, автор всемирно известных теорий и подходов. Им выдвинуто оригинальное понимание предмета психологического исследования, специфики психического развития человека. Развивая мировоззренческие традиции отечественной психологии, Гальперин аргументированно выдвинул и развил положение о преимущественности целенаправленного формирования как базового метода психологического исследования. Всемирную известность завоевала выдвинутая Гальпериным теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека. Внутри этой теории психологом были выдвинуты и развиты положения о видах и свойствах человеческих действий, о типах ориентировочной основы действия и соответствующих им типах учения, шкала поэтапного формирования. В качестве теорий второго уровня Петр Яковлевич выдвигает и экспериментально обосновывает теорию языкового сознания, теорию внимания, ряд других частных психологических теорий, вошедших в золотой фонд отечественной науки. Отдавая должное конкретному вкладу Гальперина в общую, генетическую, педагогическую психологию, нужно особо выделить сформулированный им уникальный по своей внутренней целостности и системности подход к сущности психических явлений и процессов, к механизмам их формирования и развития. Учение о предмете психологии, объективной необходимости психики, об основных закономерностях ее развития в фило- антропо- и онтогенезе, о закономерностях формирования идеальных действий, образов и понятий как элементов психической деятельности - вот основные составляющие психологической концепции Гальперина. Стремление решать принципиальные вопросы нашей науки не редукционистскими, а собственно психологическими методами, исследовать психическую деятельность и ее развитие объективно - характерно для всего научного творчества Гальперина.
П.Я.Гальперин создал не знающее аналогов в современной науке о человеке психологическое мировоззрение, не только открывающее радикально новые перспективы для переосмысления психической реальности, но и являющиеся надежной основой для качественного улучшения обучения различным предметам, на разных возрастных уровнях. Общепсихологический подход Гальперина, выдвинутые им теории ( и прежде всего - теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека) неоднократно становились предметом специальных симпозиумов и круглых столов международных и национальных конгрессов и конференций.
Публикации:
- Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959.
- Реформа школы и задачи психологии // Вопросы психологии. 1959. №1. С.3-22.
- Основные результаты исследований по проблеме "Формирование умственных действий и понятий". - М., 1965.
- Экспериментальное исследование внимания. - М., 1974 (в соавт.)
- Актуальные проблемы возрастной психологии. Материалы к курсу лекций. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. - 118 с.
- Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985 – 45 с.
- Психология как объективная наука /Под ред. А.И. Подольского. / Вступ. ст. А.И. Подольского — М.: Издательство «Институт практической психологию), Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 480 с.
- Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. - М.: «Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
- Четыре лекций по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Книжный дом «Университет», 2000. - 112с.
- Лекции по психологии - Высшая школа, КДУ, 2002 г., 400 стр.
|