Блонский П.П.
Блонский Павел Петрович [14(26).5.1884, Киев, - 15.2.1941, Москва] – психолог и педагог.
По окончании Московского университета (1907) преподавал педагогику и психологию в средних учебных заведениях Москвы. С 1913 г. приват-доцент, с 1919 г. – профессор Московского университета. Вел научно-исследовательскую и преподавательскую работу в вузах и научных учреждениях Москвы (Университет Шанявского, Институт научной педагогики, Институт психологии и др.). Один из организаторов и руководителей Академии социального воспитания (впоследствии Академия коммунистического воспитания им. Н.К.Крупской). Автор свыше 200 трудов по различным вопросам философии, педагогики и психологии. Дореволюционные труды Блонского имели, главным образом, историко-философский и историко-педагогический характер. Педагогические взгляды Блонского отражены в работе «Задачи и методы народной школы» (1916): подчеркивалась необходимость строить обучение и воспитание на основе знания закономерностей развития ребенка, уважения к его личности. В первые послереволюционные годы главное место в деятельности Блонского занимало обоснование принципов перестройки педагогической науки с марксистских позиций и разработка основ трудовой политехнической школы. В работе «Трудовая школа» (1919) были сформулированы принципы, сохраняющие актуальность до настоящего времени: неразрывная связь трудового обучения с общим образованием, связь содержания образования с современным состоянием науки, обязательная осмысленность труда и др. Блонскому принадлежат также исследования проблем полового воспитания («Очерк детской сексуальности», 1935), нравственного воспитания и других педагогических проблем.
Значительное место в исследованиях Блонского занимали проблемы, смежные для педагогики и психологии. В середине 20-х гг. изучал вопросы индивидуальных и возрастных особенностей детей, основываясь на двух главных принципах: идее развития (необходимость рассматривать детскую психику как результат эволюции) и целостном подходе к изучению ребенка.
Диапазон исследований Блонского - психолога охватывал почти все области психической жизни. В книге «Психологические очерки» (1927) выдвинул оригинальное представление о происхождении и развитии психической жизни, трактуя ее как ряд разных уровней психической деятельности, начиная от сна (примитивного психического состояния) до высших интеллектуальных функций. Принципиально важное значение имели его исследования мышления, речи, памяти, эмоций, а также взаимосвязи и взаимодействия психических процессов («Память и мышление», 1935; «Развитие мышления школьника», 1935, и др.)
Публикации:
-
Избранные педагогические произведения/ Вступ. ст. Ф. Ф. Королева, М., 1961 (библ );
-
Избранные психологические произведения/ Вступ. ст. В.Н.Колба-новского, М., 1964 (библ.);
-
Избранные педагогические и психологические сочинения/ Вступ. ст. А.В. Петровского и М. Г. Данильченко, т. 1—2, М., 1979;
-
Мои воспоминания, М., 1971.
|