Амонашвили Ш.А.
Амонашвили Шалва Александрович (р. 8.3.1931, Тбилиси), грузинский педагог и психолог, действительный член АПН СССР (1989—91), доктор психол. наук (1973), профессор (1980).
После окончания Тбилисского университетата (1955) работал в НИИ педагогики МП Груз. ССР (в 1983—91 — директор), с 1987 — ген. директор экспериментального научно-педагогического производственного объединения MHO Грузии.
С 1964 руководит экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения, в том числе обучения детей с 6 лет в условиях школы. Система воспитания и обучения Амонашвили — “педагогика целостной жизни детей и взрослых” — строится на началах гуманности и веры в ребёнка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы — опираясь на всю полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школьные занятия в “уроки счастья жизни”, познания, общения, взросления.
Амонашвили предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребёнка на продуктивные занятия.
Нравствственная основа дет. уч. кооперации в системе А.— способность радоваться успехам других, готовность прийти на помощь. Отношения между старшими и младшими детьми организуются путём шефской помощи детскому саду, начальным классам и пр. Отменены балльные оценки, не допускается сравнение детей друг с другом. Обучение начинается сразу на нескольких доступных учащимся уровнях, например, обучение чтению — от беглого чтения до знакомства с буквами.
Ученики соучаствуют в построении урока, в составлении заданий, собственного учебника, в планировании ответов и т. п.
Публикации:
- Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах. - Тб., 1970;
- Обучение. Оценка. Отметка. - М., 1980;
- Созидая человека. - М., 1982;
- Здравствуйте, дети! Пособие для учителя / Предисл. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с., ил.
- Воспитат. и образоват. функция оценки учения школьников. - М., 1984;
- В школу — с шести лет. - М., 1986;
- Как живете, дети? - М., 1986;
- Единство цели. - М., 1987;
- Личностно-гуманная основа пед. процесса. - Минск, 1990.
|