Бюлер К.
Бюлер (Bühler) Карл (27.5.1879, Мекесхейм, Баден. – 24.10.1963, Лос-Анджелес) – немецкий психолог.
Образование получил в университетах Фрейбурга и Страсбурга. Работал в научных учреждениях Вюрцбурга (с 1906), Бонна (с 1909), Мюнхена (с 1913), Дрездена (с 1918). С 1922 г. профессор Венского университета. Здесь им совместно с женой, Ш. Бюлер, основана психологическая лаборатория, преобразованная впоследствии в институт. В 1938 г. переехал в США.
В начале своей деятельности примыкал к Вюрцбургской школе и считал, что основным методом изучения мышления должно быть самонаблюдение испытуемых, способных при обдумывании задачи фиксировать путь, который приводит к решению. Впоследствии отошел от представлений Вюрцбургской школы, а в своих более поздних работах даже назвал собственные изыскания этого периода близорукими. После I мировой войны научные интересы Бюлера сместились в сторону генетической психологии. Результаты своих исследований он изложил в книге «Духовное развитие ребенка» (1918, в переводе на русский язык – 1924), которую издал также в сокращенном варианте под названием «Очерк духовного развития ребенка» (1919, в переводе на русский язык с предисловием Л.С. Выготского – 1930). В этой работе Бюлер выделил 3 психические структуры: инстинкт, дрессуру (научение) и интеллект, связывая возникновение последнего с появлением актов внезапного понимания. В структуре интеллекта различал 3 категории элементов: образы, интеллектуальные чувства и собственно мысли, лишенные чувственно-образного характера и составляющие главный предмет психологического исследования. Бюлеру принадлежит также ряд работ по теоретическим основаниям психологии. Широкую известность получила выдвинутая им теория речи, согласно которой развитие речи определяется интуитивным открытием ребенком общих принципов языка.
Одной из важнейших работ Бюлера явилась его книга «Кризис психологии» (1927). В ней он выдвинул идею о том, что кризисное состояние современной ему психологической науки может быть преодолено за счет синтеза различных подходов – интроспективной концепции сознания, бихевиористской концепции поведения и учения о воплощении психики в продуктах культуры.
Публикации:
- Handbuch der Psychologie. - Jena, 1922.
- Духовное развитие ребенка. - М.: Новая Москва, 1924
- Очерк духовного развития ребенка, М., 1930.
- Ausdruckstheorie. – Jena, 1934.
- Sprachtheorie. - Jena, 1934.
- Теория языка. – М., 2001.
|