I. ЧТО ТАКОЕ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ»
1. Развивать способности – это не просто
Путь, который проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее это «удивительное» и «неуловимое» надо увидеть и понять. Иначе говоря, выделить наиболее существенные характеристики изменений в психике ребенка. Характеристики – это единицы, определяющие основные направления психического развития ребенка.
В программе такой характеристикой-единицей выступает развитие способностей ребенка. Л.А. Венгер считал способности ориентировочными действиями, которые образуются и проявляются тогда, когда ребенок использует существующие в культуре средства. В дошкольном детстве эти средства носят образный характер и представляют собой эталоны, схемы, модели, символы.
О.М.Дьяченко предложила разделить способности на две большие группы. Деление это условно, но эффективно с точки зрения разграничения средств, используемых детьми при решении задач разных классов.
Первая группа – способности к познанию действительности, позволяющие ребенку с помощью таких средств, как схемы, модели, вычленить существенные для решения задачи наглядные, объективные связи между предметами, т.е. обобщить свой познавательный опыт. Например, ребенок использует план комнаты для того, чтобы найти определенный предмет в помещении, или применяет схему для постройки из предложенных деталей (кубиков, элементов Лего, киндеров и т.д.).
Вторая группа – способности, позволяющие ребенку передать отношение к действительности с помощью обозначения символическими средствами смысла ситуации. Эти средства дают возможность дошкольнику обобщить и выразить свой эмоционально-познавательный опыт. Например, в игре ребенок часто воспроизводит радость, гнев, огорчение, удовольствие с помощью символики, заключенной в мимике, жесте, возгласе и т.п. Средствами живописи (композиция, цвет, размер, форма) дошкольник передает свое отношение к изображаемому персонажу или событию.
Специальные развивающие задачи по освоению различных видов средств предлагаются ребенку в разделах программы в контексте дошкольных видов деятельности (игра, рисование, конструирование и т.д.). В теории деятельности (А.Н Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов) особое значение придается ведущей деятельности, которой в дошкольном детстве является игра. В ней ребенком «проживаются» определенные ситуации, соединяется его эмоциональный и познавательный опыт.
Большое внимание в программе уделено развитию собственно познавательной деятельности ребенка и его творческих способностей.
Один из выдающихся отечественных психологов – А.В.Запорожец считал дошкольные годы возрастом огромных возможностей, которые могут полностью проявиться в том случае, если целью дошкольного образования станет не ускорение (акселерация), а обогащение (амплификация) детского развития. Амплификация в первую очередь предполагает развитие способностей детей, становление активной, творческой личности ребенка.
Основным условием развития личности детей является наличие привлекательных видов деятельности, предоставление возможности проявлять инициативу, внимание и уважение со стороны взрослых к каждому ребенку и взаимоотношениям детей, подлинное сотрудничество взрослого с детьми.
Развивающие занятия активизируют сотрудничество детей друг с другом. Занятия построены таким образом, что предусматривают взаимодействие детей (распределение ролей, материала, функций и отдельных действий).
Большое внимание уделяется детской индивидуальности: учитываются темп развития и деятельности отдельных детей, их предпочтения.
И деятельность детей друг с другом, и взаимодействие воспитателя с детьми носят характер диалога и активного сотрудничества.
Программа «Развитие» разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей, подготовительной.
Дети младшей группы занимаются самыми важными для их возраста видами деятельности – игрой, конструированием, рисованием. Кроме того, воспитатель читает им стихи, сказки, беседует о прочитанном. Большое внимание уделяется занятиям по сенсорике, на которых малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма и величина.
В средней группе дети продолжают заниматься конструированием, рисованием и художественной литературой, но при этом решают более сложные задачи. Появляются новые виды занятий (по природе, математике и ориентировке в пространстве). Ориентировка в пространстве играет важную роль в развитии детей средней группы, поэтому малыши занимаются ею два раза в неделю. Занятия обычно проходят в форме интересных игр – ребята помогают кукле расставить мебель в кукольной комнате, рисуют планы спальни, отмечают на них спрятанные клады или, наоборот, ищут их.
В старшей и подготовительной группах продолжаются такие занятия, как конструирование, рисование, ознакомление с произведениями художественной литературы, природой, ориентировка в пространстве, математика, однако появляются и новые виды (грамота и логика). Занятия по математике и грамоте носят не только узкопрагматический характер (научить чтению и счету), но и общеразвивающий (дети пробуют проводить звуковой анализ слова, сравнивать числа между собой и т.д.). Особое место занимает ознакомление с логическими отношениями – с помощью специальных приемов и средств (картинки, рисунки, схемы) ребята узнают о простейших логических операциях.
Кроме этих основных разделов в программе есть дополнительные (режиссерская игра, художественное конструирование, выразительное движение). Занятия по этим разделам могут проводиться в зависимости от желания детей и воспитателя.
В работе по программе предусмотрено также свободное время для проведения занятий по музыке и физической культуре.
Существует бол ее сложный вариант программы -«Развитие* («Одаренный ребенок»-), направленный на работу с умственно одаренными детьми 5-7 лет (старшая и подготовительная группы детского сада). При этом одаренность детей дошкольного возраста характеризуется высоким уровнем овладения детскими видами деятельности, познавательной активности, развития умственных способностей. Эти способности характерны именно для дошкольного детства. Они проявляются в основном в области образных форм познания – наглядно-образного мышления и воображения.
Программа «Одаренный ребенок» включает в себя следующие виды занятий: ознакомление с пространством, логическими отношениями, художественной литературой, формирование элементарных математических представлений, развитие речи, грамота, конструирование, подготовка к игре, ознакомление с природой и элементарными физическими явлениями, изобразительным искусством.
2. С чего начинается образование
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.
В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.
Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины).
Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях.
Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
ИГРА
Программа «Развитие» уделяет большое место игре, которая так важна для полноценной жизни дошкольника «здесь и теперь» и для его будущего, поскольку она вносит немалый вклад в его умственное и социальное развитие.
Специальный раздел программы («Развитие игровой деятельности») предусматривает совместную игру взрослого с детьми, в процессе которой ребенок овладевает азами игровой деятельности, а затем и более сложными и разнообразными ее формами (сюжетной игрой, игрой с правилами).
Приобретенные в совместной деятельности со взрослым способы игровой деятельности создадут основу для свободной самостоятельной игры ребенка, помогут ему легко занять себя, развертывая разнообразные воображаемые игровые ситуации, позволят обогатить и творчески реализовать свои замыслы; ребенок научится вступать в содержательное общение со сверстниками (которое в дошкольном возрасте основывается на игре), контролировать свои непосредственные желания, подчиняясь игровым правилам.
КОНСТРУИРОВАНИЕ
Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности. К сожалению, сейчас конструированию родители отводят незначительное место в занятиях с ребенком, а деревянный конструктор – большая редкость в наборе детских игрушек. Конструктивная деятельность, несомненно, важна в общем умственном развитии ребенка, поскольку способствует становлению важнейшего умственного действия – наглядного моделирования. Конструирование развивает способность воспринимать такие внешние свойства предметного мира, как форма, пространственные и размерные отношения, понимать некоторые существенные зависимости структуры предмета от его функции, создавать новые, оригинальные образы.
Сначала ваши дети научатся правильно складывать кубики, создавая устойчивые и ровные постройки; учитывать форму различных элементов строительного материала (кубиков); понимать, что в зависимости от того, для чего или кого они строят, их сооружение будет выглядеть совершенно по-разному. Потом постепенно они научатся «читать» планы построек (сначала в одной плоскости, а позднее – в трех), что позволит им более четко ориентироваться в реальных предметах, учитывать их пространственную многомерность, но самое главное – создавать новые, сложные собственные конструкции и правильно воплощать свои замыслы в материале. Более того, они поймут и символическую сторону конструктивной деятельности (воплощение которой можно найти в различных стилях архитектуры), поэтому замок Золушки у них будет «добрым, веселым», а избушка Бабы Яги, конечно, «злой»; такое понимание обогатит их фантазию и будет способствовать развитию творческих способностей.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Чем для малыша является художественная литература? Это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается каждый ребенок, и источник информации об окружающем, и необходимое условие нормального речевого развития.
Занятия по развитию речи и ознакомлению с детской художественной литературой проходят два раза в неделю. На этих занятиях воспитатель читает детям стихи, сказки и рассказы, а ребята внимательно слушают, рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы по содержанию прочитанного. Если в сказке или стихотворении встречается незнакомое слово, педагог объясняет его значение. Особое внимание уделяется также знакомству с эпитетами, сравнениями, метафорами и другими средствами художественной выразительности. Отвечая на вопросы взрослого, описывая картинки или игрушки, участвуя в разыгрывании сказок, ребенок использует те средства, с которыми его познакомил взрослый.
Занятия по художественной литературе начинаются уже в младшей группе и продолжаются в средней, старшей и подготовительной. Взрослея, малыши учатся не только разучивать стихотворения и отгадывать загадки, но и пересказывать сказки. Маленькому ребенку очень трудно выделить в сказке самое главное (персонажей и их действия), поэтому педагоги помогают детям, используя особые средства – кружки и квадраты разных цветов и размеров, которые выступают заместителями реальных персонажей. К концу занятий в подготовительной группе ребята уже могут рассказать сказку и без опоры на наглядные средства.
Особым направлением работы является развитие творческих способностей детей. Даже 3 - 4-летние малыши пытаются фантазировать, сочиняя необычные продолжения известных сказок. В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) ребята могут придумать свою, оригинальную сказку или историю на заданную тему.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Всем родителям хочется, чтобы их ребенок хорошо рисовал. Глядя на первые «каляки-маляки» малыша (почти всегда ребенок объясняет, что он изобразил: «это машина» или «это собачка» и пр.), взрослые пытаются научить его рисовать и, прежде всего, дают свой образец, т.е. рисуют собачку, машинку и т.д., ожидая, что ребенок изобразит хотя бы что-то похожее.
В этом случае взрослые часто наталкиваются на отказ: «Я так не умею». Повторение такого рода «занятий» часто приводит к полному отрицанию ребенком этого вида деятельности: «Я не умею рисовать!»
Как помочь ребенку в его стремлении изобразить на листе бумаги окружающую действительность, яркий, волнующий воображение ребенка мир?
По мнению авторов программы, прежде всего надо учить дошкольников понимать язык изобразительного искусства, выразительными средствами которого являются цвет, линия, цветовой и тональный ритмы (это как бы буквы и слоги), и использовать выразительные средства этого языка для создания композиции.
Глобальная художественная задача, которую необходимо решить с детьми, – соединение предметного рисунка с цветовой организацией листа – на первых порах раскладывается на две составляющие. С одной стороны, идет работа с цветом, создание на листе гармоничного пространства беспредметного изображения, с другой – освоение предметного рисунка.
При этом технические задачи (заполнение листа, смешение красок, изображение какого-либо предмета) обязательно включаются в творческую задачу, требующую передачи эмоционального состояния ребенка (например, «Золотая осень», «Пушистый котенок»), построения художественно-выразительного образа.
В создании того или иного художественного образа ребенок идет от эмоционального восприятия объекта, от цветового пятна, которое постепенно прорабатывается, совершенствуется, детализируется.
Впоследствии все больше внимания уделяется передаче основных отношений и характеристик предмета (особенности формы, специфические признаки, относительные размеры и функции и т.д.), а также отношений в мире людей, между человеком и окружающим его миром, отношений между предметами (двухфигурные композиции, предметно-сюжетный рисунок).
Все это дает ребенку возможность в дальнейшем создавать сложные многофигурные композиции, передающие его эмоциональное отношение, состояние, настроение и впечатление.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТВОМ
Представьте, что вы находитесь на улице незнакомого вам города. У вас в руках карта этого города, и вы пытаетесь найти ту улицу, на которой находитесь. Для многих такая задача оказывается затруднительной. Некоторым людям бывает сложно изобразить план собственной квартиры, не говоря уже о поэтажных планах или о планах местности. Недостаточное развитие пространственной ориентировки обнаруживает себя не только таким непосредственным образом. В начальной и средней школе дети, которые неважно ориентируются в пространстве, испытывают трудности в математике, географии, черчении и физике.
А в программе «Развитие» обучение детей прочтению и изображению планов разных пространственных ситуаций начинается с 4-летнего возраста, т. е. именно тогда, когда дошкольники, по свидетельству психофизиологических исследований, оказываются наиболее восприимчивы к такого рода обучению. К 7 годам дети не только умеют изображать план комнаты, участка для прогулок, небольшой местности, но и с успехом «читают» карты своего района, города; с увлечением играют в «топографов», находя по планам местоположение «кладов», «сюрпризов» на участке, на улице и т. д.
Развитие способности к ориентировке в пространстве облегчает усвоение многих школьных предметов, а в дальнейшем дает возможность проявить свои творческие способности в разных областях (рисование, компьютерная графика, архитектура, дизайн и т. д.)
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ
Влияние природы на развитие ребенка огромно. С удивительным, бесконечным и постоянно меняющимся миром природы ваш малыш начинает знакомиться с первых лет жизни. Его привлекают шум дождя, шорох листьев, яркая бабочка, вспорхнувшая с душистого цветка, забавный пушистый котенок и перламутровые рыбки в аквариуме, переливающиеся всеми цветами радуги. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Мир живой и неживой природы манит красотой, яркостью красок, разнообразием и необъяснимой таинственностью. Приобщаясь к нему, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором основываются его дальнейшие знания, развиваются умственные способности и творчество.
Малыш становится старше, достигая к 4 - 5 годам возраста «почемучек». Одновременно с растущими возможностями к познанию окружающего у него возникает множество вопросов, далеко не всегда правильно разрешаемых самостоятельно: почему улетают птицы, опадают листья? Может ли после лета наступить весна? Опираясь на любознательность детей, взрослый помогает им понять богатство и многообразие взаимосвязей в природе, знакомит с нормами и правилами поведения по отношению к животным и растениям. До 5-летнего возраста дети знакомятся с природой ближайшего окружения и начинают осознавать первые простые закономерности: сменяемость времен года и изменения, происходящие в жизни растений и животных в зависимости от наступившего сезона.
Представления старших дошкольников о природе не исчерпываются явлениями и объектами ближайшего окружения. Из книг и фильмов дети узнают о необычных растениях и животных, обитающих в разных уголках Земли, о древнем ее облике. Возникают новые вопросы: где живут колибри? Почему сейчас нет динозавров? Когда на Земле появились первые люди? Программа для детей 5-7 лет отвечает на эти и многие другие вопросы, знакомя с различными природными зонами, экосистемами и эволюцией жизни на Земле.
Познавая природу и ее законы, ребенок начинает сознательнее относиться к ней. Так в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры. Направленная работа по ознакомлению с природой в детском саду не только закладывает у дошкольников основы последующего успешного освоения таких школьных предметов, как природоведение, география, биология, но и воспитывает экологически грамотного, мыслящего человека, который и во взрослой жизни будет осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.
О ГРАМОТЕ
Когда ребенок идет в школу, каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли научить его читать и писать?
Всем хорошо известно, что неумение читать или медленное чтение (побуквенное) является серьезным тормозом в обучении ребенка в школе. Кроме того, установлен факт – 7-летний ребенок труднее овладевает чтением, чем 6-летний.
Что же такое чтение?
Это первоначальная ступенька в школьном обучении родному языку. Парадокс состоит в том, что сначала первоклассника учат читать и писать, а затем его начинают знакомить с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.
Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, научиться проводить звуковой анализ слов, т.е. назвать по порядку звуки, из которых они состоят.
Оказывается, что в определенном возрасте («от двух до пяти») детям чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи. Этим детским интересом можно воспользоваться и ввести ребенка, «погрузить», в удивительный мир звуков, открыть особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, и таким образом привести к чтению к 6 годам, минуя пресловутые «муки слияния» звуков посредством соединения букв: «м» и «а» – будет «ма»... Ребенок овладевает чтением тогда, когда испытывает к этому процессу особую тягу, интерес.
При этом дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, учатся слышать звуки нашей речи, различают гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивают слова по звучанию, находят сходство и различие, делят слова на слоги, строят слова из фишек, соответствующих звукам, и др. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения – на слова, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. Но чтение не самоцель. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, закладывается фундамент будущей грамотности человека.
Обучение рассчитано на период с 4 до 7 лет и выстроено с максимальным учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и избирательной восприимчивости к овладению знаниями по грамоте: так, дети 4-5 лет занимаются звуковой стороной речи, проявляя при этом особую одаренность, а дети 6 лет в большой степени увлекаются знаковой системой, изучают ее и читают.
В школу наши воспитанники приходят не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения из букв азбуки.
В области обучения ребенка письму мы сознательно ограничиваемся подготовкой руки к письму. Для детей 3-4 лет мы рекомендуем произвольные упражнения для рук и пальцев, где ребенок подлаживает свои движения к определенной мерке, образцу и овладевает ими, учится управлять своими руками и пальцами. Это еще подготовительный этап. Дети 5-6 лет учатся восприятию в рабочей строке различных предметных образов, приближенных к конфигурации букв, и написанию печатных букв. При письме особенно важно не столько овладеть отдельными умениями, сколько сформировать весь комплекс готовности ребенка к письму: сочетание темпа и ритма речи с движением глаз и руки. Все обучение проходит в увлекательной игровой форме и образном контексте понятных ребенку ситуаций.
МАТЕМАТИКА
Большинство взрослых, интересующихся развитием своего ребенка, стараются помочь ему сделать первые шаги в математике.
Не являясь специалистами в области дошкольного воспитания, они стремятся сразу научить ребенка считать и решать задачи.
Но с этого ли надо начинать?
В математике главное – научить мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости и т.д.
Именно поэтому, по мнению авторов программы, начинать надо не со счета, а с понимания математических отношений: больше, меньше, поровну. Это так называемый дочисловой период обучения, когда младший дошкольник, не знакомый еще с числами, постигает уже количественные отношения, сравнивая предметы по величине (длина, ширина, высота), сопоставляя две группы предметов сначала непосредственно, а потом опосредованно, с помощью наглядных моделей, позволяющих дать ребенку не только конкретные, но и обобщенные знания.
Использование наглядных моделей различных типов (модель из двух групп фишек, расположенных по принципу взаимно-однозначного соответствия, детские счеты из двух линий косточек, модель в виде пересекающихся кругов или овалов, модель «логического дерева» и др.) поможет ребенку впоследствии получить полноценное представление о числе, о соседних числах, о переходе от одного числа к другому, о числовом ряде, о составе чисел от 3 до 10, облегчит осмысление и решение арифметических задач.
Такой путь математического развития ребенка, с одной стороны, даст возможность сделать представления детей обобщенными (использовать их для решения широкого круга задач), с другой, научит выделять существенные для каждой познавательной задачи признаки, выполнять необходимые умственные действия, т.е. разовьет их умственные способности.
ЛОГИКА
Нередко родители дошкольника недоумевают, почему их ребенок не справляется с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках будет картинка, на которой нарисованы фрукты – много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше яблок. В подобных случаях они основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их «подводит» образное мышление, а логическим рассуждением дети к 5 годам еще не владеют. В старшем дошкольном возрасте у них только начинают появляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых.
При решении логических задач необходимо выявлять и учитывать существенные, скрытые от восприятия признаки предметов и явлений, связи и отношения между ними. Так, определить, какой транспорт более быстрый: самолет, автомобиль или велосипед, можно, сравнивая их по скорости передвижения – признаку, скрытому от непосредственного восприятия. По существенным, ненаглядным признакам корова, кошка и коза входят в группу домашних животных, а жираф – нет. Эти сложные отношения становятся понятны дошкольникам и доступны для анализа, если они представлены в наглядной форме. Приобретаемые способы мыслительной деятельности позволяют детям анализировать предметы и явления, выделять в них существенное, последовательно рассуждать и делать выводы, систематизировать приобретенный опыт и знания.
Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым и в настоящем, и в будущем. Подразумевается, что счастливый ребенок – это физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими. Но при этом забывается одно очень важное качество, тот маленький ключик, без которого невозможно открыть «заветную дверцу». Речь идет о способности строить позитивные взаимоотношения с окружающим миром, а это включает умение понимать других людей, их чувства, настроения, собственные переживания и управлять ими, облекая в социально приемлемые формы; выражать их так, чтобы быть понятым окружающими правильно. В овладении этими умениями большая роль отводится развитию выразительных движений, пластики, мимики, пантомимики, с помощью которых люди (осознанно или неосознанно) выражают свои эмоции. Эти движения составляют своеобразный (невербальный) язык общения.
Начать такое развитие – в плане целенаправленного обучения языку выразительных движений – возможно в дошкольном детстве, если вести специальные занятия по разделу «Выразительное движение». На этих занятиях ребенку предлагают развивающие игровые задания, близкие к театрализации. В результате у него развивается способность к эмоционально-пластическому самовыражению, перевоплощению в игровой образ, его движения становятся более свободными и раскованными, пластичными и выразительными, он учится играть театральные спектакли (вместе с другими детьми) и даже самостоятельно придумывать и показывать небольшие сюжетные сценки и пластические этюды, у него развиваются творческие способности, продуктивное воображение. В русле этой работы у ребенка совершенно естественно развивается способность быть открытым и чутким, доброжелательным, понимать чувства и эмоции других людей, искренне выражать собственные переживания. Все это способствует нормализации и гармонизации общения ребенка с окружающими в повседневной жизни, что, несомненно, пригодится ему и в настоящем, и в будущем.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ
Желание малыша рисовать, лепить, конструировать, делать аппликации объясняется его интересом ко всему окружающему и удовольствием от самостоятельной работы. Но если мы хотим развивать конструирование как изобразительную деятельность, то этого недостаточно. Необходимо научить малыша строить (конструировать) изображение.
Процесс построения изображения сложен, поэтому взрослый должен помочь ребенку овладеть основными изобразительными средствами. Художественное конструирование позволяет дошкольнику не только освоить основные изобразительные и выразительные средства, но и решать изобразительные и выразительные задачи.
Художественное конструирование – конструирование из плоских элементов конструктора (разнообразных по форме, размеру, цвету геометрических фигур, имеющих четкую геометрическую форму квадрата, треугольника, четырехугольника и др. и скрепляющихся с помощью ворсистой поверхности ткани) – является синтетической деятельностью, которая более всего схожа с сюжетной игрой, рисованием, апплицированием, но не приравнивается к ним.
Конструирование изображения происходит путем соединения между собой геометрических фигур для передачи основных частей и деталей изображаемых объектов.
Занятия по обучению детей (3-7 лет) художественному конструированию включают в себя развитие познавательных и творческих (развитие восприятия, мышления, воображения), художественных и конструктивных способностей детей.
РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА
Игра – основа психического развития и творчества дошкольников. Каждый из существующих видов игр – сюжетно-ролевая, дидактическая, игра с правилами, режиссерская и т.д. – имеет свою, специфическую роль в развитии детей. Наша программа по развитию режиссерской игры и игры по сюжетам сказок направлена на максимальное использование ее развивающей функции. Специфика режиссерской игры состоит в том, что ребенок одновременно делает как бы двойную работу. Он последовательно исполняет роль каждого персонажа сказки и одновременно с этим находится над всеми ролями, осуществляя еще и другую работу: он, как режиссер, управляет движением сюжета, развертывает сказочное событие.
Разыгрывая сказки, дети примеривают к себе важное личностное качество – инициативность. Они учатся отличать мир представлений, воображения и фантазии от окружающей реальности.
В режиссерских играх развиваются общие способы познавательной действительности: дети учатся смотреть на окружающий мир не только со своей, но и с другой точки зрения (разыгрываемого персонажа). Одновременно с этим они способны занимать позицию над различными точками зрения, видеть всю ситуацию целиком. На шестом и седьмом году жизни режиссерская игра переходит в театрализованную деятельность, показ кукольных спектаклей.
3. Мы готовимся к школе
Все родители озабочены проблемой подготовки своих детей к школе, тем более сегодня, когда открылось много новых образовательных структур: гимназий, лицеев, центров с приоритетными направлениями и др. Многие родители идут по пути поиска усложненного программного содержания, наличия так называемых специальных предметов: раннего чтения и математики, компьютерной грамоты, иностранных языков и т.д. В этом случае растет информационное поле знаний, умений и навыков. И очень часто это обучение не приносит желаемых результатов, так как ребенок, имея достаточный (иногда избыточный) объем знаний, не владеет способами их применения на практике, в школе. Запас знаний очень быстро кончается, и часто ребенок перестает хотеть учиться, так как ему становится неинтересно заниматься деятельностью, приводящей к неудачам.
Другие родители считают, что все «сделает школа» (научит всему, чему надо), а в дошкольном возрасте не стоит перегружать ребенка, главное – чтобы рос здоровым и крепким. Физическое воспитание и психологический комфорт, безусловно, являются основополагающими для любой образовательной программы (в том числе и для программы «Развитие»). Но как же все-таки подготовить ребенка к школе, чтобы он не растерялся в новых условиях, хотел учиться и учился, был бы успешным в достижении своих целей?
Если посмотреть несколько шире на проблему подготовки ребенка к школе, то скорее всего ее надо понимать как формирование его активной жизненной позиции, освоение средств и способов познания окружающего мира. Разница между дошкольником и младшим школьником заключается в том, что школьник начинает осознанно учиться, чтобы получать новые знания, чтобы развиваться, ребенок-дошкольник овладевает всем в специфических, свойственных только ему деятельностях и формах обучения: игре, продуктивных деятельностях (конструирование, лепка, аппликация, изобразительная, экспериментирование и др.) – с помощью наглядно-образных средств.
Чем же характеризуется переход от дошкольного к начальному школьному образованию? Прежде всего, это сохранение и дальнейшее развитие того лучшего, что накоплено, усвоено в дошкольном детстве: развитие познавательных и творческих способностей; наглядно образное видение окружающего мира; продуктивность детских видов деятельности; восприимчивость дошкольников ко многим педагогическим воздействиям; отзывчивость, сопереживание и многое другое, что составляет, по словам замечательного детского психолога А.В.Запорожца, «золотой фонд личности» человека.
Дети, занимавшиеся по программе «Развитие», в результате проведенной с ними работы к концу дошкольного возраста обладают рядом достижений, необходимых для успешного обучения в школе. Они осваивают конструктивные умения, включая ориентировку в географических схемах, учатся понимать функциональное назначение отдельных деталей; овладевают изобразительной деятельностью, пространственными отношениями, умением пересказывать литературное произведение, структурируя его содержание, и сочинять собственные истории, тонко чувствовать природу и выделять общие закономерности и взаимозависимости природных факторов; ориентировкой в логических отношениях, пониманием некоторых математических отношений (образование числа, числового ряда, устанавливание взаимно-однозначных соответствий, сравнивание чисел, работа с числовой осью, смена точки отсчета, решение задач и др.). Пользуясь условными изображениями, дети учатся понимать отвлеченные отношения между словами в предложении, между звуками или буквами в словах, усваивают некоторые закономерности русского языка и грамматические правила. Дети играют, распределяя роли, общаясь со сверстниками и взрослыми.
Естественно, что все перечисленное не исчерпывает возможностей программы, но совершенно очевидно закладывает общий фундамент полноценного развития будущего человека и потому готовит ребенка к любой школьной программе и обеспечивает успешность в обучении, не устанавливая тесных рамок. Вместе с тем вышеуказанные инновационные направления в образовании ребенка имеют перспективное и приоритетное значение для начального этапа в школе развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
II. КТО РАБОТАЕТ С ДЕТЬМИ ПО ПРОГРАММЕ «РАЗВИТИЕ»
1. Педагог у нас особый
Всех, кто впервые знакомится с программой «Развитие», прежде всего интересует вопрос, рассчитана она на обычные дошкольные учреждения или адресована особым детским садам (лицеям, прогимназиям и т.д.).
Имея уже достаточный опыт работы с дошкольными работниками различных регионов России, мы с полной уверенностью можем говорить о возможности работы по этой программе любого обычного дошкольного учреждения.
Каждый ли воспитатель сможет работать по этой программе?
Полноценное овладение программой «Развитие» воспитателя предполагает ясное понимание всего сложного комплекса психолого-педагогических оснований образовательной работы по этой программе. Именно поэтому Учебным центром им. Л.А. Венгера организованы специальные курсы для методистов и воспитателей, обучение на которых является необходимым условием подготовки воспитателя для работы по программе.
В течение недели слушатели не просто знакомятся с программой, они вживаются в нее, принимают (или не принимают) все те ключевые понятия, на которых основывается концепция развития ребенка; осваивают особый подход к взаимодействию воспитателя с детьми и детей друг с другом.
Работа на курсах построена таким образом, что каждый раздел программы освещается его авторами. Рассказывая о своем разделе и методике работы, они вместе с аудиторией вновь проживают ту интереснейшую исследовательскую работу, результатом которой явился раздел. Лекции сопровождаются показом видеофильма, в котором представлены занятия по разделам программы «Развитие». Просмотр фильма дает возможность не только увидеть методику работы, но и познакомиться с новыми формами проведения занятий, для которых характерен стиль сотрудничества детей друг с другом и с воспитателем.
Слушатели курсов получают пакет методических документов (программы и планы занятий по всем разделам), позволяющие организовать образовательную работу в детском саду, четко следуя логике построения программы.
Как правило, дошкольные учреждения, воспитатели в которых прошли обучение на курсах и начали работу по программе «Развитие», не теряют связи с Учебным центром им. Л.А. Венгера. Нам звонят, присылают письма. В процессе освоения программы, безусловно, возникает масса вопросов, на которые не всегда можно ответить по телефону или в письме. Для налаживания обратной связи организуются выезды сотрудников Центра в различные регионы с целью консультирования и чтения обзорных лекций. Кроме того, Центром выпускается большое количество методической литературы в помощь воспитателям, работающим по программе «Развитие».
2. Без психолога не обойтись
Программа «Развитие» адресована, прежде всего, тем дошкольным учреждениям, которые уделяют особое внимание умственному развитию своих питомцев. Обычно в таких садах помимо других специалистов (логопед, художник, тренер по физкультуре) работает и психолог. Это не случайно, ведь программа направлена на развитие способностей ребенка, а психология определяет закономерности этого процесса, отвечая на вопросы «почему?» и «как?».
Работа психолога в любом дошкольном учреждении включает в себя различные аспекты. В нее входят диагностика и коррекция особенностей интеллектуального и личностного развития детей, психологическое просвещение педагогов, лекции для родителей и др. Однако если детский сад работает по программе «Развитие», то у психолога появляется дополнительная функция – активное участие в реализации программы.
При этом он выполняет свою, особую роль, не подменяя методиста. Методист помогает осуществлять общий ход программы, разрабатывает конкретные игровые и обучающие приемы, проводит педагогическую диагностику, а у психолога – свои задачи.
Во-первых, психолог оказывает большую помощь воспитателю, осуществляя диагностическую работу. Воспитатель, занимаясь конкретным ребенком, всегда может сказать, что этот ребенок умеет делать, а что нет, какие трудности он испытывает. Но очень часто не выясненным остается вопрос: а почему с одной и той же задачей (например, построить домик из кубиков) Маша справляется легко, а Витя ошибается, путает детали? Вот тут на помощь приходит психолог, выясняя, какие именно психические особенности ребенка не позволяют ему выполнить задание, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию (дать задачу в другой форме, изменить материал, ввести игровой момент и т.д.).
Особое место в детском саду, использующем программу «Развитие», занимает коррекционная работа. Так как коррекционные возможности самой программы велики, во многих случаях ребенку необходима не специальная работа с психологом, а более интенсивные занятия по отдельным разделам программы. На основании рекомендаций психолога такую работу проводит воспитатель. Но ведь существуют дети, нуждающиеся в собственно психологической помощи, – ее, естественно, осуществляет психолог по индивидуальной для каждого ребенка программе, необходимым элементом которой выступает работа с его родителями.
В целом психологическое просвещение родителей является одной из важных функций психолога в образовательном учреждении. В детском саду, работающем по программе «Развитие», тесная взаимосвязь с родителями имеет особое значение. Ведь для маленького ребенка очень важно, как родители относятся к его занятиям. Программа направлена на развитие детей, а не на возможно более раннее достижение конкретных результатов. Так, например, дети учатся читать и считать не в младшем, а в старшем дошкольном возрасте; на занятиях изобразительной деятельностью главное внимание уделяется умению передать свое эмоциональное состояние, а не сугубо техническим приемам и т.п. Поэтому одна из задач психолога – объяснить родителям логику развития, значение сензитивных периодов, познакомить с возрастными особенностями дошкольника. Такая работа является важным условием успешной реализации программы «Развитие».
Психологическое просвещение необходимо не только родителям, но и воспитателям. Ведь программа глубоко психологична, ее структура соответствует внутренней логике развития ребенка. Не случайно для работы по программе воспитатель проходит специальное обучение, получая необходимую педагогическую и психологическую подготовку. Однако во время самой работы обычно возникают вопросы, ответы на которые воспитателю помогает найти не только методист, но и психолог. Таким образом, во многих детских садах в адаптации программы «Развитие» к конкретным условиям дошкольного учреждения принимает участие психолог.
III. ЧТО ДУМАЮТ О НАС
1. «Мы выбрали эту программу...» (педагоги о программе)
Наш детский сад работает по программе «Развитие» четвертый год, скоро будет первый выпуск. Несколько лет назад, когда мы выбирали образовательную программу, перед нами стояла серьезная проблема. Наш детский сад – первое звено учебно-воспитательного комплекса, поэтому очень важно, чтобы ребята приходили в школу хорошо подготовленными. Конечно, мы регулярно проводили занятия, особенно по русскому языку и математике, однако далеко не все наши воспитанники, придя в школу, радовали учителей своими успехами. Поэтому нам нужна была такая программа, которая бы не «натаскивала» детей, а способствовала их умственному развитию. Прочитав «Основные положения программы «Развитие», мы выбрали эту программу.
В течение нескольких лет, наблюдая за нашими воспитанниками, разговаривая с их родителями, проводя психологическую и педагогическую диагностику, мы убедились, что не ошиблись в выборе. Родители заметили, что их дети изменились буквально через несколько месяцев после начала работы по программе. Малыши стали более любознательными, активными, задают много вопросов, иногда играют дома в те игры, которые им показали на занятиях. Конечно, изменилось и отношение родителей к детскому саду – они стараются без серьезной причины не оставлять детей дома, всегда готовы помочь с изготовлением дидактического материала. Воспитатели отмечают, что им стало интереснее работать. В программе даны планы занятий, а не конспекты, так что всегда есть место творчеству самого педагога. Как руководитель я очень довольна тем, что и мои сотрудники, и родители положительно оценивают программу. Но главный результат – это наши дети. Приятно видеть, какими они стали развитыми, эрудированными, организованными. Мы уверены, что наши дети будут учиться в школе не только на «хорошо» и «отлично», но и с удовольствием.
(Серова Галина Николаевна, заведующая детским садом при УВК№1691)
2. «Наша дочь сильно изменилась...» (мнение родителей о программе)
Когда возникла необходимость выбора детского сада для нашей дочери, нам прежде всего хотелось попасть в хороший ведомственный садик. Но этого сделать не удалось и пришлось пойти в обычный, районный.
На родительском собрании нам сказали, что детский сад работает по программе «Развитие», в основе которой лежит развитие способностей детей. Тогда мы не придали этому значения. Сколько в наше время фирм, гимназий, прогимназий и т.д. объявляют о том, что они обучают детей по-новому, предлагают множество платных услуг в обучении детей. Нас порадовало только то, что в обычном детском саду с нашим ребенком будут заниматься и делать это будут бесплатно. Больших результатов мы не ожидали, да и, вообще, тогда мы считали, что в таком маленьком возрасте обучать особенно нечему.
Когда Саша начала ходить в садик, ничего выдающегося мы не замечали. Но скоро она стала задавать множество вопросов, на некоторые из которых мы сами не всегда могли ответить. Вдруг она начала спрашивать, как называются детали конструктора. Мы отвечали ей, не задумываясь о правильности названий, примерно так: «Это палочка, а это полоска и т.д.» Каково же было наше удивление, когда дочка стала нас поправлять: «Мама, это кубик, а это брусочек. Ты путаешь брусочек и кирпичик». Как любым родителям, нам стало интересно, что же делает дочка в детском саду.
Мы решили поговорить с воспитательницей и были тронуты тем, что у нее нашлось время, чтобы подробно рассказать, чем занимаются дети, она показала работы дочери и даже пригласила посетить занятия. Кроме того, предложила пойти на семинар для родителей, который проводил психолог. Так мы стали знакомиться с программой. Конечно, у нас не было достаточно времени, чтобы вникать во все ее тонкости, но помощь наша была необходима как дочери, так и воспитателям. Программа достаточно сложная, и иногда требуется участие родителей в поиске и приготовлении наглядных материалов. Важно узнать, что ребенок понял, в чем путается и т.д. Пока дочь ходила в детский сад, мы не всегда соглашались с мнением воспитателей, а они – с нашим, но в целом наше сотрудничество шло ей на пользу.
Главным было то, что за годы, проведенные в детском саду, наша дочь сильно изменилась. Она отличается от других детей своего возраста, и это проявляется в том, что она хочет узнавать новое, ей все интересно, она постоянно задает вопросы.
Сейчас, когда Саше исполнилось 7 лет, у нас нет проблем с подготовкой к школе. Дочь умеет читать, считать, пересказывать тексты, учится писать. На мой взгляд, она обладает всеми знаниями и умениями, необходимыми в школе. Приятно, что наш ребенок не боится начинать делать что-нибудь новое, может взяться за любую задачу и ищет ее решение.
Возможно, я преувеличиваю роль программы, но мне кажется, что именно она позволила добиться таких результатов. Дело в том, что не только Саша училась по ней, но и мы сами. Пришлось копаться в книгах, вспоминать давно забытые вещи, учиться не смущаться, если чего-нибудь не знаешь, совместно искать решение. А еще мы стали больше уважать нашу дочь, видеть в ней самостоятельную личность, имеющую право на собственное мнение и на ошибки. Мы поняли, что нельзя объяснять все, нужно дать ей возможность самой найти варианты ответов, а мы должны лишь подсказать пути их поиска.
(Трубникова Татьяна Николаевна)
IV. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, РАБОТАЮЩИЕ ПО ПРОГРАММЕ «РАЗВИТИЕ»
По программе «Развитие» работает около 3000 дошкольных образовательных учреждений в 53 регионах:
Ангарск, Астрахань, Апатиты, Братск, Брянск, Волжский, Вологда, Владимир, Геленджик, Екатеринбург, Иваново, Иркутск, Калининград, Кемерово, Кириши, Краснодар, Каменск-Уральский, Лангепас, Лабытнанги, Мыски, Н. Новгород, Новгород, Ново-Уральск, Нижневартовск, Ноябрьск, Нягань, Новосибирск, Олене-горск, Оха, Пермь.Пенаа, Псков, Пыть-Ях, Рязань, Ростов-на-Дону, С. Петербург, Самара, Салехард, Сургут, Сальск, Смоленск, Сне-жинск, Северодвинск, Советский, Тюмень, Тольятти, Тверь, Усть-Каменский, Череповец, Челябинск, Южно-Сахалинск, Якутск.
В Москве работают по программе:
1. ДОУ№3.
2. ДОУ№15.
3. ДОУ№46.
4. ДОУ№53.
5. ДОУ№134.
6. ДОУ№214.
7. ДОУ№225.
8. ДОУ№255.
9. ДОУ№311.
10. ДОУ№617.
11. ДОУ№729.
12. ДОУ№750.
13. ДОУ№770.
14. ДОУ№816.
15. ДОУ№822.
16. ДОУ№862.
17. ДОУ№915.
18. ДОУ№953.
19. ДОУ№958.
20. ДОУ№1005.
21. ДОУ№1007.
22. ДОУ№1010.
23. ДОУ№1018.
24. ДОУ№1050.
25. ДОУ№1192.
26. ДОУ№1196.
27. ДОУ№1213.
28. ДОУ№1216.
29. ДОУ№1299.
30. ДОУ№1315.
31. ДОУ№1358.
32. ДОУ№1482.
33. ДОУ№1581.
34. ДОУ№1583.
35. ДОУ№1589.
36. ДОУ№1644.
37. ДОУ№1689.
38. ДОУ№1777.
39. ДОУ№1808.
40. ДОУ№1866.
41. ДОУ№1883.
42. ДОУ№1900.
43. ДОУ№2101.
44. ДОУ№2107.
45. ДОУ№2174.
46. ДОУ№2245.
47. ДОУ№2264.
48. ДОУ№2266.
49. ДОУ№2267.
50. ДОУ№2305.
51. ДОУ№2318.
52. ДОУ№2337.
53. Интерколледж.
54. КФОДУ№1767.
55. НОУ Центр "Ровесники".
56. УВК№1610.
57. УВК№1631.
58. УВК№1643.
59. УВК№1647.
60. УВК№1691.
61. УВК№1698
62. УВК№1801
63. УВК№1805
64. УВК№1830.
65. УВК№1876
66. Школа "Бакалавр".
67. Школа "Премьер".
68. ЭМГ№1512.
69. Ясли-сад№4.
70. Ясли-сад№311.
71. Ясли-сад № 392.
72. Ясли-сад №515 (базовый).
73. Ясли-сад № 577.
74. Ясли-сад № 709.
75. Ясли-сад № 730.
76. Ясли-сад №841.
77. Ясли-сад № 862.
78. Ясли-сад № 879.
79. Ясли-сад №1278.
80. Ясли-сад №1392.
81. Ясли-сад №1495.
82. Ясли-сад №15 И (базовый).
83. Ясли-сад № 1667.
84. Ясли-сад №1733.
85. Ясли-сад № 1763.
86. Ясли-сад №1805.
87. Ясли-сад № 1838.
88. Ясли-сад №1933.
89. Ясли-сад № 2282.
90. Ясли-сад № 2289.
V. КНИГИ И ПОСОБИЯ ПО ПРОГРАММЕ «РАЗВИТИЕ»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению Н.И. Гуткина
Диагностическая программа состоит из 7 методик, 6 из которых являются оригинальными авторскими разработками, и позволяет определить степень готовности ребенка к школьному обучению.
Программа позволяет
-
выяснить эмотивационную готовность к школе, а также особенности обучаемости ребенка;
-
определить развитие ребенка в мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферах;
-
использовать на протяжении многих лет один и тот же стимульный материал, не требующий размножения;
-
определить проблемы в развитии детей начиная с 5,5 лет для дальнейшей работы с ними в группе развития по специальной развивающей методике, описанной в книге Н.И. Гуткиной " Психологическая готовность к школе" (М., 1993, 1996; СПб., 2004).
Диагностика развития детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) Р.М.Бардина, А.И.Булычева, О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьева, В.В.Холмовская
Предлагаемое пособие содержит описание методов диагностики уровня умственного развития детей от 5 до 6 лет в ходе группового обследования. В нем представлены основные показатели этого развития, результаты экспериментальной проверки методик и их стандартизации. В приложении даны диагностические материалы и оценочные шкалы в «сырых» и стандартных очках. Пособие является практическим материалом по организации и проведению группового диагностического обследования детей от 5 до 6 лет. Результаты обследования могут быть использованы в педагогических целях. Предназначено для специалистов в области детской психологии и педагогики.
Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста Под ред. О.М. Дьяченко, А.И. Булычевой
Предлагаемое пособие содержит характеристику умственной одаренности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и описание методов, направленных на ее выявление. В нем даются рекомендации по проведению диагностических обследований, приводится подробное описание диагностических методик.
Пособие адресовано специалистам в области детской психологии и педагогики.
ЛИТЕРАТУРА ПО ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
Одаренный ребенок
Под ред. О.М.Дьяченко
В пособии, авторами которого являются О.М. Дьяченко, А.И. Булычева, И.А. Бурлакова, Н.С. Варенцова, Н.С. Денисенкова, Е.К. Ягловская, рассматриваются различные вопросы развития умственно одаренных дошкольников в процессе образовательной работы с ними. Это такие вопросы, как структурные особенности умственной одаренности, особенности взаимоотношений умственно одаренных детей, специфика развития их в семье. Большое внимание в пособии уделено вопросам организации образовательной работы с умственно одаренными детьми, подготовки их к школе.
Для специалистов в области психологии, педагогики, студентов, практических работников.
Организация сюжетной игры в детском саду
Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова
Предлагается новый подход в организации сюжетной игры в детском саду, направленный на активизацию свободной самостоятельной игры детей через передачу им постепенно усложняющихся игровых умений; раскрывается общая стратегия поведения воспитателя при организации игры и конкретная тактика его взаимодействия с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства, а именно приемы формирования у детей игрового действия (2-3 года), ролевого поведения (3-5 лет), способов творческого сюжетосложения (5 - 7 лет).
Для практических работников дошкольных учреждений, студентов дошкольных отделений педагогических училищ, колледжей, вузов.
Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста
Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В.Лаврентьевой
Авторы: А.И. Булычева, И.А. Бурлакова, Н.С. Варенцова, Е.В. Горшкова, Н.С. Денисенкова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, И.В. Маврина, Л.Н. Павлова, Е.Л. Пороцкая, Г.В. Урадовских, Л.И. Эльконинова, Е.К. Ягловская
Основная цель книги – помочь воспитателю расширить и углубить знания о дошкольниках и предложить конкретные способы психолого-педагогической оценки каждого ребенка. В книге приводится «карта развития», позволяющая всесторонне отслеживать развитие ребенка в любой возрастной группе детского сада.
Для воспитателей, практических психологов дошкольных учреждений, студентов психолого-педагогических факультетов.
Развитие воображения дошкольников О.М.Дьяченко
Книга посвящена проблемам развития воображения в дошкольном детстве. В ней приводятся данные по возрастной динамике развития воображения, определяются пути активизации воображения дошкольника, рассматриваются индивидуальные особенности в развитии воображения, связанные с особенностями личности ребенка.
В книге приводится обзор литературы по проблемам развития воображения и творчества ребенка; дается детальное описание экспериментальных диагностических методик, направленных на определение уровня развития воображения; излагается ход развивающих занятий, направленных на развитие творческих способностей дошкольника. В приложениях даются материалы по диагностике воображения, а также комплекс развивающих игр для детей всех дошкольных возрастов.
Настоящее издание представляет собой как учебное пособие по проблемам развития воображения, так и практическое руководство по развитию детского воображения. Оно адресовано широкому кругу читателей: специалистам-психологам, студентам, воспитателям и другим практическим работникам детских дошкольных учреждений.
Педагогическая диагностика по программе - «Развитие» Под ред. О.М.Дьяченко
Данное пособие содержит в себе рекомендации и материалы, дающие возможность воспитателям, работающим по программе «Развитие», определять продвижение детей в освоении данной программы. Пособие ориентирует воспитателя на анализ характера овладения программным материалом как отдельными детьми, так и группой в целом.
В пособии по каждому разделу программы содержится два типа диагностических заданий. Задания первого типа направлены на определение уровня овладения детьми основными способами решения развивающих задач, предусмотренных программой. Задания второго типа направлены на определение у детей уровня овладения основными знаниями и умениями, необходимыми детям для прохождения материала по каждому разделу.
Диагностические задания включены в планы занятий по каждому разделу.
Педагогическая диагностика по программе «Развитие» Под ред. О.М.Дьяченко
Данное пособие является непосредственным продолжением выпуска рекомендаций и материалов к проведению педагогической диагностики для детей младшего школьного возраста (М., 1995). Данный материал можно рассматривать как вторую часть диагностики, предназначенной для детей старшего дошкольного возраста.
Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа
Под ред. О.М. Дьяченко.
В программе определены основные направления работы с детьми младшего дошкольного возраста (4-й год жизни) по развитию умственных и творческих способностей. Книга адресована заведующим, методистам, воспитателям дошкольных учреждений, студентам педагогических ВУЗов и колледжей.
Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Средняя группа
Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: « ГНОМ-ПРЕСС»,1999.-72 с
В программе определены основные направления работы с детьми среднего дошкольного возраста (5-й год жизни) по развитию умственных и творческих способностей. Книга адресована заведующим, методистам, воспитателям дошкольных учреждений, студентам педагогических ВУЗов и колледжей.
Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа
Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: «Издательство Гном и Д», 2000-96 с.
В программе определены основные направления работы с детьми сстаршего дошкольного возраста (б-с год жизни) по развитию умственных и творческих способностей. Книга адресована заведующим, методистам, воспитателям дошкольных учреждений, студентам педагогических ВУЗов и колледжей.
Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа
Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: «Издательство Гном и Д»,1999.-80с.
В программе определены основные направления работы с детьми подготовительной к школе группы (7-й год жизни) по развитию умственных и творческих способностей. Книга адресована заведующим, методистам, воспитателям дошкольных учреждений, студентам педагогических ВУЗов и колледжей.
При подготовке статьи была использована литература:
|