Вообще, я человек ужасно ленивый. Конечно, все люди так или иначе стремятся к уменьшению прилагаемых усилий, но, мне кажется, у меня это особенно развито. Во всяком случае, если есть возможность облегчить себе жизнь, я всегда ее использую.
Как-то раз вытирала стол тряпкой, при ребенке. Девушка оживилась и следила за моими действиями с подоздрительно блестевшими глазами. Уходя, я оставила на столе тряпку. Вернулась через минуту и вижу: дочь старательно трет тряпкой стол, так старается, аж язык набок свесила.
Это наблюдение натолкнуло меня на интересные мысли. Да, я читала в умных книжках, что ребенок лет семи вполне способен делать кое-какую работу по дому, как то: подметать, заправлять кровать, вытирать посуду. Про детей в возрасте года и двух месяцев не было сказано ничего. Но кто мешает попробовать?
Стол она вытирает, конечно, халтурно. Но тут главное не результат, главное – желание. Поэтому в целях достижения результата мне приходится пока вытирать стол самой (к сожалению).
Следующим этапом стали игрушки. Дело в том, что моих сил на игрушки вечером уже обычно не хватает, и так они и лежат, расшвыренные по всему дому, до следующего дня, когда их зашвырнут еще дальше. А однажды вечером я вдруг обнаружила, что ребенку доставляет несомненное удовольствие класть игрушки в ящик. Я ей подаю, она кладет. И ей развлечение, и для дома полезно. Через некоторое время мы продвинулись чуть дальше, и дочь стала собирать игрушки по комнате, когда я ей их показываю. Думаю, что через некоторое время она сможет проделывать всю эту процедуру от начала до конца самостоятельно.
Но это все цветочки.
Когда я как-то разгружала посудуомойку, а дочь с любопытствующим видом крутилась рядом, я позволила ей доставать ложки из корзинки для приборов и подавать их мне. Глядя на ее счастливую физиономию, я задумалась всерьез и в следующий раз отдала в ее распоряжение целую полку чистой посуды. Дочь не знала, куда деваться от радости, глаза загорелись, и в них – недоверие: «Можно???» Действительно, можно ли? Я прикинула про себя возможные потери. Конечно, больше всего настораживали тарелки. Но, с одной стороны, это все-таки не веджвудский фарфор, а Китай, а эта посуда обычно довольно крепкая. С другой – лететь тарелкам невысоко, на деревянный пол, Бог даст – ничего страшного не случится. Наконец, немалую роль в моем хладнокровии сыграл тот факт, что квартира съемная и тарелки тоже чужие. Дальше. Столовые ножи и вилки. Я понаблюдала за дочерью и успокоилась: она брала их так осторожно – после того, как я объяснила ей, что это может быть больно и даже аккуратно прижала ее пальчик к зубцу вилки, - что было ясно, что все пойдет хорошо.
Ну вот! Теперь у меня есть самая настоящая помощница! Стоит крикнуть: «Милая, иди помогать!» - и она несется на всех парусах к посудомойке, сияя от радости. Заодно учим, как что называется, - тарелки, чашки, вилки, ложки, разбираемся, что большое, а что маленькое («Дай мне, пожалуйста, во-о-он ту большую тарелку!»), что синее, а что красное. Продвинулись дальше – я уже не беру из ее ручек вилки-ложки, раскладывая их по местам, а подставляю ей лоток для приборов, и она раскладывает их сама.
Правда, конечно, она все это проделывает небескорыстно – то пару ложек заначит, то утащит корзинку для приборов... Но я великодушно не замечаю. В конце концов, это не такая уж высокая плата за мое будущее удобство. Второй нюанс знакомства с посудомойкой состоит в том, что теперь дочь, пока я заканчиваю разгрузку не досягаемой пока для нее второй полки, пытается положить на освободившееся место то куклу, то расческу, то книжку. Я эти попытки вежливо, мягко, но твердо пресекаю.
Тихо горжусь собой и с нетерпением жду дня, когда же наконец смогу познакомить дочь с веником, совком, пылесосом, щеткой....
|