Детская психология для родителей
   
Детская психология для родителей
   
 О проекте | Контакты | Пресса о нас
 
Главная > Системы образования > Программа «Я - Ты - Мы»
 Ждем ребенка
 От 0 до 1 года
 От 1 до 3 лет
 От 3 до 7 лет
 От 7 до 9 лет
 От 10 до 12 лет
 От 13 до 16 лет


ДЛЯ ДЕТЕЙ и РОДИТЕЛЕЙ
Университетский детский центр проводится набор детей в группы развития и подготовки к школе
Московский Университетский Детский Центр проводится набор детей в группы развития и подготовки к школе
Справочная

Мудрые Мы


Программа «Я - Ты - Мы»

Программа социально-эмоционального развития ребенка «Я - Ты - Мы» содержит три раздела:
  • «Уверенность в себе»,
  • «Чув­ства, желания, взгляды»,
  • «Социальные навыки».
В раздел «Воспитание уверенности в себе» включены сле­дующие темы:
 
4-5 лет
6-7 лет
«Разглядывание себя в зеркале»
«Кто ты такой?»
«Изобрази себя другим»
«Изобрази себя»
«Что в тебе и во мне общего?»
«Кто они такие?»
«Игровой урок»
«Посмотри, что ты можешь де­лать?»
«Выбор в игровой комнате»
«Телефонный разговор»
«Объятия»
«Я считаю тебя хорошим»
«Друзья» «Подружись»
«На кого я похож?» «Что ты умеешь делать?»
 
В перечисленной тематике существует определенная логика последовательности преподнесения материала. Причем, усложне­ние идет как по линии содержания, так и в соответствии с возрас­том.
 
Начинается раздел с серии занятий "Кто я?", направленных на познание ребенком собственных особенностей, предпочтений и осознания своего места среди окружающих. Так, самое первое за­нятие «Разглядывание себя в зеркале» предполагает непосредст­венное рассматривание детьми своего отражения в зеркале. Вопро­сами воспитатель побуждает детей рассказать об особенностях своей внешности, прически. Причем, если они затрудняются в ответах, используется косвенный метод через обращение к игрушке или остальным детям с просьбой помочь описать того или иного ребенка. Важно, чтобы каждый, находя привлекательные черты в себе и сравнивая себя с другими, смог убедиться в собственной уникальности. После этого детям предлагается нарисовать свой ав­топортрет, и в заключение, в общем кругу, воспитатель, используя игровой метод, предлагает угадать по рисункам, чье это изображе­ние. Данное занятие может иметь различные варианты:
  • показ кукольного спектакля, где герои рассматривают себяи сравнивают друг с другом;
  • дидактические игры типа "Узнай по голосу", "Узнай поописанию", "Говорящее зеркало", где дети рассказывают осебе или о других от имени третьего лица или зеркала ит.д.
Аналогичные темы предлагаются и детям 6-7 лет в серии «Кто ты такой?», усложняется лишь их содержание (ввиду того, что до­школьники данного возраста владеют большими навыками и уме­ниями). Например, воспитатель предлагает детям изготовить кар­точки своих имен (так называемые именные карточки). На следую­щем занятии дети приносят свои фотографии и наклеивают вокруг них то, что им нравится: свою любимую одежду, еду, игрушки. А завершающим итогом становится создание целого альбома: "Эта книга про меня", где ребенок собирает все, что узнал о себе в ри­сунках, фотографиях, аппликациях.
 
Таким образом, дети узнают увлечения и особенности друг друга. Причем, при этом они имеют возможность сравнивать свои привычки и объединяться по интересам, что повышает их рейтинг среди сверстников и способствует росту уверенности в себе.
 
Тема «Изобрази себя другим» одинаково предлагается как для детей 4-5, так и 6-7 лет. Это может быть гримирование и ряжение в сказочных и мультипликационных героев, известных артистов, ри­сование себя в карнавальном костюме или таким, каким представ­ляешь себя в будущем в соответствии с выбранной профессией, т.е. изображение себя взрослым человеком. Воспитатель проводит с детьми игры типа «Угадай, кто это» (рассматривание детских работ на выставке и угадывание авторов рисунков), пантомимические этюды "Догадайся, кто я", изготовление масок и костюмов, совме­стные праздники с родителями "Герои моих снов и фантазий" и т.д. Занятия из этой же серии «Что ты умеешь делать?», "Что ты предпочитаешь не делать?" направлены на выявление того, что де­ти 6-7 лет любят и им нравится делать, и того, что они хотят, но им запрещают взрослые. Это могут быть беседа по произведениям Г.Остера "Вредные советы"; кукольные спектакли, где герои не слушаются старших; или беседы с детьми, где рассматриваются си­туации из личного опыта, когда они нарушали какие-либо запреты. Причем, в заключение всегда делается вывод о положительных или негативных последствиях того или иного поступка.
 
Проводя данную работу, воспитатель использует различные приемы и разные виды детской деятельности. Например, дети ри­суют символами на одном согнутом пополам листе, что им можно делать, а на другом - нельзя; или "пишут" (рисуют) письма родите­лям с просьбами что-либо разрешить им делать; или изготавливают общие плакаты-картины для группы "Нам нельзя" или "Мы хотим" и т.д.
 
После того, как дети лучше узнали себя, им предлагается сравнить себя относительно других людей. Мы условно объедини­ли эти вопросы в серию "Я и другие люди". Это темы: "Что в тебе и во мне общего" (для детей 4-5 лет) и "Я считаю тебя хорошим" (для возраста 6-7 лет). Смысл этих тем заключается в том, что теперь уже другие дети рассказывают о ком-либо, что они знают и думают о нем, находят сходные и различные привычки и предпочтения друг друга. Например, рисуют портреты своих друзей и готовят общий вернисаж "Мой друг" с последующим рассказом о том, что их объединяет вместе. Или с этой же целью воспитатель проводит беседу по произведению К.Ушинского "Вместе тесно, врозь - скуч­но". Кроме того, в течение дня могут использоваться игры типа «Скажи комплимент», «Закончи фразу» («Ты мне нравишься пото­му, что....», «Я люблю играть в мяч, кто тоже?», «Поднимите руку, у кого такие же волосы, как у меня»), развлечения типа «Встреча с интересными людьми» (когда кто-то из детей на правах ведущего рассказывает о своих товарищах из группы) и т.д.
 
Дети старшего возраста могут изготовить коллективную работу с наклеиванием своих фотографий в разные рубрики, например, «веснушки есть у.....», «кудрявые волосы есть у...», «очки есть у…..», «рыжие волосы у…..», «голубые глаза у…..».
 
Завершает раздел «Воспитание уверенности в себе» серия за­нятий, посвященных дружеским взаимоотношениям: "Объятия", "Друзья", "Подружись". Это и кукольные спектакли о дружбе геро­ев, и аппликации "Сделай друга", и игры на сотрудничество, и ра­бота в парах, когда дети утверждаются в мысли, что они кому-то нужны и интересны, что дружат не только потому, что ты во всем положительный, а потому что вместе интересно и есть много общих дел и игр.
 
В следующем разделе «Чувства, желания, взгляды» работа на­правлена на рассматривание различных эмоциональных состояний детей. Это темы:
 
4-5 лет
6-7 лет
«Грустно» «Счастливый, грустный или...»
«Дедушка умер»
«Злой»
«Сердиться или нет»
«Никто меня не любит» «Обычно или странно»
«Робкий или неуклюжий»
«Страшно» «Красивый и странный»
«Красивое и безобразное» «Сме­лость»
«Вкусный и противный»
«Что ты любишь поесть?» «Проба на вкус и запах» «Что ты хочешь носить?» «Как ты можешь видеть?»
 
Дошкольники 4-5 лет сначала учатся узнавать эмоции на гра­фических изображениях, например, рассматривая карточки с раз­личной мимикой на занятии "Грустно", а уже затем идентифицируют собственное настроение с графическим изображением. Для этого воспитатель погружает детей в различные эмоциональные со­стояния (темы "Страшно", "Злой", "Грустно", "Никто меня не лю­бит") при помощи героев кукольных спектаклей, во время беседы по произведениям С.Маршака «Котята», А.Барто «Игрушки», или рассказывая случаи из собственной жизни. В заключение предлага­ется ответить на вопрос «Происходило ли похожее с вами?», «Ко­гда у вас было такое же настроение?» и т.д. Причем, нельзя остав­лять детей в негативном эмоциональном состоянии, поэтому заня­тие всегда заканчивается чем-то радостным. Например, в заключе­ние занятия «Страшно» делается акцент на том, что это «там, дале­ко, в прошлом» - все страшное и плохое, а «здесь, теперь, рядом с нами» - только радостное и доброе. Это переключает эмоции детей, и по окончании занятия их настроение становится более комфорт­ным и благоприятным.
 
На последующих занятиях детям уже предлагается сравнить противоположные эмоции - это вторая серия занятий: «Счастливый или грустный», «Красивый и страшный», «Вкусный или против­ный». Например, на музыкальном занятии «Счастливый или груст­ный» предлагается слушание музыкальных фрагментов П.Чайковского «Новая кукла», «Болезнь куклы» и т.д.; в повседнев­ной жизни - игры типа «Закончи фразу» («Я радуюсь, когда...», «Я грущу, когда...»); рисование на одном листе того, что дети считают красивым, а на другом - того, что страшно; обсуждение добрых и злых героев сказки и т.д.
 
Причем, дети 6-7 лет не просто сравнивают и узнают различ­ные эмоциональные состояния, но и учатся выражать их такими способами, чтобы они были понятны другим людям. Например, на занятии «Как ты можешь видеть» дети показывают различные эмо­ции при помощи жестов, мимики, пантомимы. В этом возрасте вос­питатель может предложить к обсуждению уже и такие сложные философские темы, как, например, «Дедушка умер». На занятии «Робкий или неуклюжий» дети, узнав, что застенчивый гном пере­стал быть робким, как только смог рассказать всем о своих пробле­мах на «волшебном стуле», пытаются рассказать о своих комплек­сах. Кроме такого приема, воспитатели используют и прямые вопросы, активизирующие детей, типа: «Что ты чувствуешь, когда си­дишь один перед всеми?», или косвенные, типа: «А мне сказали, что у нас есть самый смелый...» и т.д.
 
Темы «Проба на вкус и запах» и «Что ты хочешь носить?» (ко­гда дети рассказывают о своих предпочтениях в еде и одежде), про­водятся также через различные виды детской деятельности. Напри­мер, на занятиях по изодеятальности и ручному труду дети изготав­ливают выставки: «Моя любимая одежда», «Что я люблю и не люб­лю есть» и т.д.; в вечернее время устраивают совместные конкурсы с родителями «Я - модельер», «Уроки кулинарии» и т.д. Важным моментом является то, что в группе для каждого ребенка воспита­тель вместе с детьми оформляет «зону приватности» (уголок его любимых вещей: игрушки, фантики, журналы, наклейки и т.д.). Все это повышает самооценку ребенка, воспитывает чувства, желания и взгляды.
 
В третьем разделе "Социальные навыки" темы подразделяют­ся таким образом:
 
 
4-5 лет
6-7 лет
«Ссора»
«Ты поссорился» «Перетягивания каната»
«Спорящие лица»
«Чью сторону ты принимаешь?» «Докучать и дразнить»
«Как помириться?» «Игровой урок»
«Что тебе следует делать?»
 
Данный раздел включает две серии занятий. Первая - «Как и почему возникают конфликты». На занятиях «Ссора» и «Ты поссо­рился» детям рассказывается при помощи героев кукольных спек­таклей о конфликтах среди друзей. Например, при чтении произве­дения «Два жадных медвежонка» дети в беседе выясняют причины спора маленьких медвежат, а затем вспоминают случаи из личного опыта. Дети 6-7 лет по данной теме уже могут самостоятельно инс­ценировать в парах или мини-группах ситуации из своей жизни. Так, например, по теме «Спорящие лица» можно вначале изготовить маски, рассматривая в зеркале выражение лица во время спора и передавая это в рисунке, а затем использовать их для разыгрывания инсценировок.
 
На занятии «Докучать или дразнить» детей учат понимать разницу между безобидными шутками и злыми дразнилками. Им предлагается вспомнить героев знакомых сказок, которых дразнили окружающие за их внешнюю непривлекательность (например, «Гадкий утенок», «Золушка», «Карлик-нос» и т.д.), обращая внима­ние на то, что у некрасивых героев сказок часто бывает добрая ду­ша, и наоборот (например, Чудовище в «Аленьком цветочке» - доб­рое, а внешне красивая Снежная Королева - злая).
 
Вторая серия («Как помириться», «Игровой урок», «Что тебе следует делать») направлена на умение выходить из конфликтных ситуаций, находя компромиссное решение. Например, на занятии «Игровой урок» детьми 6-7 лет разыгрывается инсценировка «Уп­рямые козлики», где дети в парах показывают свои варианты пове­дения в данной ситуации. Воспитатель задает детям вопрос о том, как можно избежать ссоры, а затем, были ли у них в жизни случаи, когда они не смогли помириться. Для решения этих же задач можно использовать подвижные игры типа: «Черепаха» (когда подгруппе детей надо, одновременно передвигаясь на четвереньках, не уро­нить лежащий на их спинах мат, изображающий панцирь черепахи), «Парашют» (когда 8-10 человек держат лоскут ткани с отверстием в центре и, перекатывая мяч с края на край, не дают ему скатиться в центр). Благодаря этому, дети понимают, что выиграть можно, только действуя сообща.
 
Безусловно, планировать работу по данным темам необходимо в системе, не перегружая и дополнительно не заорганизовывая де­тей в режиме дня. Каким же образом это можно сделать?
 
 
 
При подготовке статьи были использованы материалы: С.В.Шешетникова. Содерджание программы "Я - Ты - Мы"... / Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде: Матеиалы межд. семинара. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. - 154 с.
 

ДОУ, работающие по программе «Я - Ты - Мы»:
 
В Москве: 
  • № 967
    г. Москва, ул. Палехская, д. 120.
    Тел.: (495) 182-14-83.
  • № 1060
    г. Москва, ул.Череповецкая, д.8-а.
    Тел.: (495) 455-24-57

В Нижнем Новгороде:

  • № 11
    г. Нижний Новгород, ул. Пермякова, д. 4 б.
    Тел.: (8312) 96-74-34
  • № 12
    г. Нижний Новгород, Южное шоссе, д. 50 б.
    Тел.: (8312) 54-21-49, 54-00-08.
  • № 18 
    г.Нижний Новгород, ул. Гайдара, д. 22.
    Тел.: (8312) 94-08-45, 94-07-62.
  • № 36
    г.Нижний Новгород, пр Ленина, д. 74.
    Тел.: (8312) 50-66-08.
  • № 90
    г. Нижний Новгород, ул. Гайдара, д. 20.
    Тел.: (8312) 94-10-67, 94-09-92.
  •  № 94
    г. Нижний Новгород, ул. Комсомольская, д. 15.
    Тел.: (8312) 97-25-04
  • № 95
    г. Нижний Новгород, пр. Бусыгина, д. 22 а.
    Тел.: (8312) 53-82-56, 53-07-72.
  • № 108
    г. Нижний Новгород, ул. Героя Васильева, 18 а.
    Тел.: (8312) 53-15-20, 53-63-01.
  • № 110
    г. Нижний Новгород, 6-ой микрорайон, 39 а.
    Тел.: (8312) 54-31-15, 54-09-38.
  • № 119
    г. Нижний Новгород, ул. Комсомольская, д.56.
    Тел.: (8312) 98-35-78.
  • № 120
    г. Нижний Новгород, ул. Пермякова, д. 38 а.
    Тел.: (8312) 96-48-23.

 Литература по программе «Я - Ты - Мы»:

 

Уголок читателя. Родительские наблюдения от Ксении Кнорре
Мальчик из подъезда
Советы, советы
Меняем памперс

 Спросите специалиста ››
?
  ребенку 7 лет диагноз криптогенная эпилепсия в лобных долях задержка в развитии,нарушения речи хотелось бы проконсультироваться у специалистов какого рода задер...
 
?
  Здравствуйте!!! Моей дочке 2,5 года, пол года назад я развелась со своим мужем и уже пол года живу с другим мужчиной, которого люблю, пробовали ходить в садик,...
 

Наши друзья
РОДИТЕЛЯМ и СПЕЦИАЛИСТАМ
Центр Игры и игрушки
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"Философия для детей"
СПЕЦИАЛИСТАМ
Детская психология для специалистов
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Факультет Психология образования МГППУ
ЖУРНАЛ
Психологическая наука и образование
 
 

 

Трудный ребенок Одаренный ребенок
 

© 1997-2009 Московский Городской Психолого-Педагогический Университет | www.mgppu.ru
© 2009 Факультет "Психология Образования"
Правила по использованию материалов с сайта psyparents.ru.