Уважаемые родители!
Наша страничка будет посвящена обсуждению трудностей и проблем подростков, выбирающих профильный класс или профиль обучения.
Подростки, оказавшиеся в ситуации выбора профиля обучения, нередко сомневаются в правильности принятого решения. Планирование своего будущего часто осуществляется спонтанно.
Родителям важно предвидеть возможные психологические трудности ребят для того, чтобы помочь сделать выбор (именно помочь, а не сделать выбор за подростка; делать вместе, а не вместо сына или дочери).
Основные трудности и противоречия подростков профильной школы связаны с недостаточным осознанием своих интересов, профессиональных склонностей и предпочтений, а также с несовпадением сферы интересов и способностей учащихся.Во многом, трудности формирования индивидуальной образовательной и профессиональной траектории обусловлены специфическими мотивационными установками подростков. Нередко, принимая решение о выборе профиля обучения (профильного класса) подростки ориентируются на внешние мотивировки: мнение одноклассников, престижные соображения и т.п.
В 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях г. Москвы (школах и центрах образования) было проведено изучение представлений старшеклассников о профильной школе.
Посмотрим, что думают старшеклассники о профильном обучении и своём выборе профильного класса.
Выбор профиля обучения – это возможность задуматься о своих жизненных планах, лучше осознать свои профессиональные склонности и предпочтения. Подростки отмечают важность приобретения углублённых знаний по интересующим их дисциплинам школьной программы.
Школьники считают, что профильное обучение даёт возможность «заниматься только теми предметами, которые помогут в профессии», «лучше осознать предметы», «улучшить свою успеваемость», «раскрыть свои способности», «развивать свои навыки и таланты». Профильное обучение – «это помощь для поступления в ВУЗ», «возможность углублённо изучать любимые предметы», «шанс улучшить свои знания».
Старшеклассники высказываются о важности общего уровня класса, нацеленности учащихся на учебную деятельность («хотелось, чтобы были заинтересованные дети», «я не хочу, чтобы в профильном классе были люди, которые не хотят учиться»). Также подростки отмечают профессионализм и компетентность преподавателей (важно, чтобы были «хорошие учителя, которые могут всё объяснить»; «сильная группа и высокий уровень обучения»).
Тем не менее, некоторые подростки ориентированы не на свои будущие достижения. В основе их выбора лежит мотивация избегания неудач: в профильном классе «я смогу избежать проблем», «двоек» («плохих отметок»), «предметов, которые мне не даются», «избежать математики» («физики», «биологии» и т.п.), «провала по географии» и даже «избежать Николаевны» (т.е. классного руководителя профильного класса, примечание – отчество классного руководителя мы изменили).
К сожалению, в рассуждениях подростков о своей образовательной траектории мало чётких, конкретных ответов. Ответы часто носят формальный характер («я должен стараться», «буду хорошо готовиться, учиться»). Как правило, подростки не особенно хорошо представляют этапы прохождения индивидуальной образовательной траектории.
На вопрос о том, что может помешать при выборе профиля обучения, старшеклассники часто дают такие ответы, как «лень» («моя дурь», «мои привычки»), «экзамен», «результаты ГИА».
В качестве своих ресурсов подростки видят «способности», «талант», «образование», «хорошее знание материала» («знание определённых предметов»).
Для того, чтобы осуществить выбор профиля обучения - первый профессиональный выбор, подростку необходимо интегрировать информацию о своих профессиональных интересах, склонностях и предпочтениях, структуре интеллекта, особенностях мотивационной сферы, специфике рынка труда.
Умение принимать решения в ситуации неопределённости и осуществлять осознанный выбор - необходимые условия становления личности. На этапе выбора профиля обучения подростки впервые оказываются в ситуации принятия ответственного решения, влияющего на их будущее. Создавая проект своих будущих действий, человек меняет свою жизнь. При этом построение проекта будущего происходит в процессе познания себя, понимания и осознания своих целей, возможностей, склонностей. Умение видеть свою жизнь в перспективе, определять направления своей деятельности, предвидеть последствия принятых решений способствует формированию у школьников активности, целеустремлённости и ответственности.
Умению делать выбор и принимать решения можно научиться.
Уважаемые родители!
Если у вас появились вопросы – пишите нам, мы обязательно на них ответим
и обсудим интересующую тему более подробно.
К.психол. н., доцент кафедры «Возрастная психология»
О.В. Кузнецова