В книге раскрываются особенности психологии детей, воспитывающихся в детском доме. Авторы рассказывают, чем эти дети отличаются от своих сверстников, растущих в семье, как видят окружающий мир, оценивают себя, поступают в трудных ситуациях, представляют свое будущее. У большинства из них имеются отклонения в личностном развитии, которые, хотя и не в столь крайних формах, встречаются и в неблагополучных семьях. Для родителей, учителей и воспитателей, практических психологов детских домов и интернатов.
ВВЕДЕНИЕ
Эпоха гласности обнаружила множество «белых пятен» в окружающей нас жизни. Одним из них стала проблема детей, воспитывающихся в детских домах. Нельзя сказать, чтобы мы совсем не знали о существовании домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, но масштабы стали известны лишь в самое последнее время, во многом благодаря усилиям Советского детского фонда им. В. И. Ленина. Сегодня в таких учреждениях растет около трети миллиона детей.
На страницах печати стали появляться статьи о жизни в детских домах и школах-интернатах, содержание которых, скорее, напоминает уголовную хронику: детям вкалывают аминазин, их привязывают к кроватям, бьют, ставят на колени, чуть ли не на горох, запугивают; в интернатах и детских домах расцветает воровство со стороны воспитателей и обслуживающего персонала и т. п. Одновременно перестали быть секретом вопиющая бедность этих учреждений и отсутствие самого необходимого. Значимость усилий, направляемых сегодня на наведение элементарного порядка и улучшение материального положения в детских домах и школах-интернатах, трудно переоценить (выделим, в частности, такой факт: постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31. 07. 87 бюджет на содержание такого рода учреждений увеличен на 400 млн. рублей в год).
Однако проблемы жизни и воспитания детей в интернатах и детских домах этим не ограничиваются. Сегодня многие справедливо отмечают необходимость резкого усиления социальной заботы о здоровье детей-сирот, их правовой защите, полноценном включении в жизнь общества.
В подходе к этой проблеме наблюдаются две крайности, которые, намеренно заостряя, можно описать следующим образом. С одной стороны, существует представление, что дети из детских домов и школ-интернатов совершенно обычные, ничем не отличаются от растущих в семьях и все проблемы, связанные с ними, можно решить улучшением материального положения, подключением шефов, созданием нормальных условий обучения и воспитания. С другой стороны, распространена точка зрения, что сейчас в детских домах и интернатах практически нет здоровых детей, все воспитанники имеют соматические и психические заболевания, обусловленные прежде всего тяжелой наследственностью.
В определенном смысле и то и другое правильно.
Действительно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь - учатся в высших учебных заведениях, трудятся в самых различных областях народного хозяйства, всю жизнь вспоминая интернат как свой родной дом.
Но вместе с тем никуда не уйти от фактов иного рода. Уже ни для кого не секрет, что большинство воспитанников детских домов отнюдь не сироты. Так, по данным одного из массовых обследований, проведенного НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, среди воспитанников интернатов преобладают дети, родители которых лишены родительских прав (68%); одиноких родителей (8%); родителей, отказавшихся от своих прав при рождении ребенка (7%); недееспособных родителей по болезни и родителей, находящихся в заключении (соответственно 7 и 4%); сироты и подкидыши (5 и 1%).
Таким образом, в детских домах и школах-интернатах большинство составляют дети, имеющие родителей, но или больных и недееспособных, или в основном тех, которых государство лишило родительских прав.
Лишение родительских прав в нашей стране возможно только по решению суда и только в тех случаях, когда «родители (или один из них) уклоняются от своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими правами, либо оказывают на детей вредное влияние» (СЭС. М., 1989. С. 1143).
Часто причиной лишения родительских прав становится вовлечение ребенка в противоправные поступки в качестве или жертвы, или невольного соучастника (изнасилование, хулиганство). По некоторым данным, лишение родительских прав в 88% случаев связано с тяжелым алкоголизмом обоих родителей (См.: Трезвость и культура. 1986. № 2. С. 20–21).
Сказанное означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья, с учетом отягченной наследственности, неблагоприятного протекания пренатального развития, тяжелых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют по существу «группу риска»).
Это подтверждается данными обследования, о котором упоминалось выше. Результаты комплексной оценки состояния здоровья воспитанников школ-интернатов показали, что среди них практически отсутствуют здоровые дети и подростки с нормальным развитием и уровнем функционирования организма (I группа здоровья). Воспитанники, имеющие функциональные отклонения (II группа здоровья), составляют до 10% в I–III и до 30% в IV–VIII классах. Наиболее многочисленной (до 70%) является III группа, в которую включены учащиеся, имеющие хронические заболевания в компенсированном состоянии. Воспитанники с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации составляют около 10% и относятся к IV группе. Для сравнения – в массовой общеобразовательной школе IV группа здоровья встречается лишь в единичных случаях.
В школе-интернате эту группу составляют в основном воспитанники, имеющие тяжелые нарушения психоневрологической сферы. В I классе к IV группе здоровья отнесено до 1/3 детей. У них имеются существенные отклонения в физическом развитии. Наблюдается его дисгармоничность, один из показателей которой – низкий (ниже среднего) рост, отмечающийся у 59% воспитанников младших классов интернатов и 36% подростков 10–16 лет, и нарушения осанки у 55% детей младших классов. У 43% первоклассников обнаружены остаточные проявления рахита (деформация костей черепа и грудной клетки) и т. п.
Широко распространены (около 90% случаев) расстройства психоневрологической сферы, а также общая соматическая ослабленность организма. У 10% воспитанников младших классов отмечаются нарушения в поведении типа психопатоподобного синдрома; каждый 3–5-й ребенок страдает энурезом или другими проявлениями неврозов; у подростков наблюдается патохарак-терологическое формирование личности, а также астено-невротические состояния.
Обсуждаемая проблема – считать детей, воспитывающихся вне семьи, здоровыми или больными – чрезвычайно сложная и острая. Однако обе эти крайние позиции, с нашей точки зрения, игнорируют принципиально важное обстоятельство – специфику психического, или, точнее, психологического, развития детей в учреждениях интернатного типа, специфику, которая не определяется по критерию «норма и патология».
Исследования, проведенные во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка,– они просто другие.
Авторы этой книги в течение ряда лет вели психологическое исследование в одной из московских школ-интернатов для детей, оставшихся без попечения родителей. Подчеркнем, что этот интернат не был типичным учреждением подобного рода: он создавался как базовое учреждение Академии педагогических наук СССР для отработки модели школы будущего. Поэтому в него отбирались дети, совершенно здоровые в физическом и психическом отношении, штат был укомплектован высококвалифицированными педагогами и воспитателями, а материальное обеспечение по тем временам можно считать практически максимальным. Все это предоставило нам как исследователям по существу уникальную возможность увидеть особенности психического развития детей, растущих вне семьи, если можно так выразиться, в «чистом виде» – без отягчающего влияния факторов здоровья и явно ненормальных в социальном отношении условий воспитания. Материалы исследования легли в основу предлагаемой книги.
В ней будет рассказано о том, как идет развитие психики детей-сирот, чем отличаются мышление, эмоции, поведение таких детей, как строятся их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Основное внимание мы сосредоточим на школьном периоде, однако, для того чтобы показать истоки тех или иных особенностей психического развития, будем обращаться и к более ранним возрастным этапам – преддошкольному и дошкольному детству.
Книга адресована родителям, что может показаться парадоксальным. Но с нашей точки зрения, именно понимание того, чего лишается ребенок, оставшийся без семьи, позволяет яснее увидеть, что может дать ребенку семья и что, кстати, она не всегда дает. Хотелось бы также надеяться, что книга будет полезна практическим психологам, работающим в детских домах и школах-интернатах, учителям и воспитателям таких учреждений.
1 | 10 | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|