А что делать родителям, чьи дети по разным причинам не смогли попасть в детский сад? На очередь поздно встали, или малыш по состоянию здоровья не выдерживает режим детского сада? Нередко случается, ребенок начинает ходить в детский сад, трудно привыкает, часто болеет, возникают сложности в общении со сверстниками и взрослыми, и малыш получает «диагноз» - «несадовский ребенок»…
Какие альтернативные пути образовательных маршрутов для детей, воспитывающихся в условиях семьи. предусмотрены в Москве на сегодняшний день?
В настоящее время для этой категории детей реализуются новые формы дошкольного образования:
- Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР);
Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет и оказание психолого-педагогической поддержки семьям, на основе современных методов организации игровой деятельности. А также ЦИПР может играть огромное значение в подготовке малыша к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
ЦИПРР может существовать автономно, либо входить в состав различных образовательных учреждений.
В Центрах игровой поддержки проводятся игровые занятия с детьми и их родителями по развитию речи, сенсо-моторных навыков, рисованию, лепке, развитию музыкальных навыков и ритмике.
Для каждого ребенка разрабатывают индивидуальные программы игровой поддержки, организуется его психолого-педагогическое сопровождение ребенка.
Для родителей проводятся консультации по созданию развивающей среды в домашних условиях, правила выбора необходимых игрушек. …
Занятия проводят квалифицированные воспитатели, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог в мини-группах и индивидуально, по желанию совместно с родителем.
- Консультативный пункт (КП);
Консультативный пункт создается для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения. Организуется в госу-дарственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования в качестве самостоятельного структурного подразделения.
В консультативном пункте можно получить бесплатную консультацию опытных специалистов: педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников по различным проблемам воспитания, развития и обучения ребенка.
- Лекотека;
Лекотеки организуются для детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития, которые не могут посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Деятельность Лекотеки направлена на оказание квалифицированной коррекционной и терапевтической помощи детям с особыми образовательными потребностями и их родителей, а также на психолого-педагогическое сопровождение таких семей в целом.
Все Лекотеки обеспечены богатой материальной базой, в которую входят различное специальное и развивающее оборудование.
Один из возможных компонентов работы Лекотеки – это предоставление родителям во временное пользование на дому различных средств: игрушек, игрового и специального оборудования, аудио и видеокассет, печатной продукции.
Лекотека является структурно-функциональной единицей в системе Департамента образования, которая может функционировать как автономно, так и в составе дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
- Служба ранней помощи (СРП);
Служба ранней помощи создается для детей в возрасте от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающих образовательные учреж¬дения.
Специалисты Службы ранней помощи (психологи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, медицинские работники) оказывают организованную психолого-педагогическую и социальную поддержку семье, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, осуществляют подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекции от¬клонений в развитии.
- Группы кратковременного пребывания;
Для семей, имеющих детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, в Москве на базе детских садов созданы разновидовые группы кратковременного пребывания детей:
- «Адаптационная группа» открывается с целью оказания помощи семье в воспитании ребенка от 6-ти месяцев до 3-х лет, создания условий для ранней социализации детей и их адаптации к поступлению в детский сад. Эти группы наиболее востребованы родителями. Они организуются в разных формах: мама и ребенок, дети и воспитатель. Учитывая, что главным условием для благоприятного развития ребенка в младенческом возрасте является его максимальное общение с матерью, режим работы этих групп, строится на основе неполной рабочей недели, неполного рабочего дня, с учетом запросов родителей. Положительный опыт работы этих групп позволит в будущем проектировать модель постепенной адаптации ребенка раннего возраста к условиям полного дневного пребывания его в дошкольном образовательном учреждении.
- Группы развития – для всестороннего развития детей. В таких группах возможен разновозрастной состав детей и это предполагает составление индивидуальной программы развития для каждого ребенка.
- Группы вечернего пребывания, выходного и праздничного дня создаются с целью оказания помощи семье, где родители работают во 2-ю смену или нуждаются в присмотре за ребенком на короткий период времени. Основное содержание работы с детьми в этих группах - увлекательная досуговая и игровая деятельности.
- «Играя, обучаюсь» – это группа, в которой с помощью игр ребенок входит в мир реальных, жизненных ситуаций, осваивает социальный опыт взрослых: знаний, умений и навыков, способов действий и моральных норм и правил поведения. Игры подбираются на все линии развития ребенка с учетом возраста.
- Группы «Особый ребенок» - создаются для детей-инвалидов, с целью оказания своевременной систематической медико-психолого-педагогической помощи и социальной адаптации детей к жизни в обществе.
- Группы для детей, с отклонениями в развитии – это коррекционные группы по самым разным направлениям. Они функционируют в детских садах компенсирующего вида, где в штате работают самые разные специалисты, медики, психологи. Коррекционная работа сочетается с задачами развития ребенка с учетом его возраста.
- Группы кратковременного пребывания для детей, у которых русский язык не является родным. Их цель – помочь адаптации детей в русскоязычной среде и переходу в детских сад, а в последующем и в школу, где обучение ведется на русском языке.
- «Будущие первоклассники». Такие группы создаются с целью выравнивания стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста перед их поступлением в школу. Содержание работы направлено на формирование навыков будущего школьника, всестороннее развитие детей.
- Группы «Юные Олимпийцы». В этих группах у детей формируется потребность в здоровом образе жизни, развитие физической культуры и приобщение детей к спорту.
- «Учусь плавать» - создаются в дошкольных образовательных учреждениях имеющих бассейн и специальное оборудование для раннего обучения детей плаванию, их физического развития и приобщения к здоровому образу жизни.
- Семейный детский сад;
Семейный детский сад является новой формой дошкольного образования для многодетных семей. Многодетная семья, имеющая 3–4 детей раннего и дошкольного возраста (от 2-х месяцев до 7 лет), может создать семейный детский сад в помещении собственной квартиры при условии заключения договора с управлением образования, в котором определяется детский сад, в структуру которого и войдет семейный детский. Если у мамы нет 3-х детей раннего или детсадовского возраста, воспитатель семейного детского сада может взять на воспитание детей из других многодетных семей.
Многодетная мама принимается на должность воспитателя семейного детского сада, прослушивает педагогические курсы с учетом возраста ее детей, после чего устанавливается порядок взаимодействия семьи и ДОУ.
Семейный детский сад обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление, а также питание ребенка, на которое выделяются средства из бюджета ДОУ.
- Школа будущих родителей;
В Москве накоплен положительный опыт работы дошкольных образовательных учреждений по организации психолого-педагогической поддержки родителей, ожидающих рождения ребенка. С этой целью в детских садах начали создаваться «Школы будущих родителей»
Новые формы позволят своевременно обнаружить проблемы у ребенка, предохранить личность ребенка от психологически неблагоприятных факторов, познакомить родителей с возрастными, а также индивидуальными особенностями их детей, с современными видами игровых средств и оборудования помогут обучить родителей способам применения различных видов игровых средств и оборудования, умению организовать на их основе развивающие игры и методам игрового взаимодействия с детьми. А главное, позволить любому малышу почувствовать себя включенным в общество, полноценно общаться с другими детьми и взрослыми.