«Москва детская»

Детские проблемы глазами психолога

Страничка школьного психолога

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Система Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы № 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В настоящее время разработаны и практически применяются программы по математике, русскому языку, литературе, естествознанию, изобразительному искусству и музыке для начальной школы и программы по русскому языку и литературе для средней школы.




Подробнее >> 

Ответы на часто задаваемые вопросы >>

Цели и задачи

Цель: формирование системы научных понятий, учебной самостоятельности и инициативности. Развитие в ребёнке умения необычно и глубоко мыслить

Задачи:

  • сформировать у выпускников начальной школы способности к рефлексии, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:

  •   знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
  • умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
  • умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
  • умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.

  • развить способности к содержательному анализу и содержательному планированию.

Сформированность этих способностей обнаруживается, если:

- учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);

- учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить.

  • развить творческий потенциал, воображение учащегося.

Методическая литература

1. В.В.Давыдов . Теория развивающего обучения.- М."Интор",1996.

2. В.В. Репкин, Н.В.Репкина.Развивающее обучение: теория и практика.- Томск, "Пеленг", 1997.

3. В.П.Зинченко. Психологические основы педагогики. М."Гардарики",2002.

4. А.Б.Воронцов ,Е.В.Чудинова. Психолого-педагогические основы развивающего обучения. М.,2003.

5. А.Б.Воронцов Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности.      М."РассказовЪ",2002.

6. Г.А.Цукерман Виды общения в обучении. Томск, "Пеленг, 1994.

7. Г.А.Цукерман Оценка без отметки. – Рига, 1999.

8. Г.А.Цукерман Как младшие школьники учатся учиться.-Рига, 2000.


Комментарии к статье (1) (показать)

Возврат к списку