«Москва детская»

Детские проблемы глазами психолога

Страничка школьного психолога

Дошкольные образовательные программы

Программа «Тропинка к своему Я»

Цели и задачи

Программа направлена на решение основных проблем возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также на формирование коммуникативной, познавательной, личностной сфер детей.

Задачи:

  1. обучение положительному самоотношению и принятию других людей;
  2. обучение рефлексивным умениям;
  3. формирование потребности в саморазвитии.
  4. содействие росту, развитию ребенка:
    • психологическая поддержка;
    • сохранение и поддержка психологического здоровья;
    • способствовать обретению гармонии или баланса (гармония между различными сторонами человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п., а также гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом).
    • забота о полноценном психическом развитии детей на всех этапах онтогенеза.

Особенности программы

Авторы программы считают, что главным для ребенка всех возрастов является сохранение и формирование психологического здоровья. На каждом возрастном этапе у ребенка возникают задачи развития и проблемы, решение которых требует помощи со стороны взрослого, особенно в дошкольном и младшем школьном возрастах. Также важной является профилактика психологического здоровья детей, осуществление которой невозможно без психологических знаний и приемов. Поэтому программа включает комплекс методик (ролевые игры, психогимнастические игры, коммуникативные игры и др.), направленных на сохранение, развитие и профилактику психологического здоровья.

Ролевые игры направлены на развитие умения быстро переходить от одной роли к другой, продуцировать новые образы, принимать любые и, даже патологические роли. Предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным, проигрывание своей роли в гротескном варианте.

Психологические игры формируют принятие своего имени, своих качеств характера, своего прошлого, настоящего, будущего, своих прав и обязанностей. Основой служат: положения социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения; Структура самосознания личности В.С. Мухиной.

Коммуникативные игры делятся на три группы: 1) игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное и невербальное «поглаживание»; 2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; 3) игры, обучающие умению сотрудничать.

Задания с использованием терапевтических метафор. Метафора, соответствующая какой-либо трудности ребенка, вынуждает его искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху. Таким образом, нахождение решения для метафорической трудности формирует «механизм самопомощи».

Эмоционально-символические методы. В основе представления К.Юнга о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию и превращение символов или образцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов, лепки способствует личностной интеграции модификация Дж. Аллана: а) групповое обсуждение различных чувств; б) направленное рисование, рисование при прослушивании терапевтических метафор

Релаксационные методы. Упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э.Джекобсона, дыхательные и визуально-кинестетические техники.

Научная база

Авторы придерживаются точки зрения Дубровиной о психологическом здоровье. Психологическое здоровье – это аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а также обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Авторы считают, что психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационнный компоненты:

  1. Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного Я человека и ценностями Я других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие (при достаточно полном знании) самого себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т.п. безусловной предпосылкой этого является личностная целостность. Кроме того, необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, умение по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом так же, как и в себе.
  2. Инструментальный компонент предполагает, что человек владеет рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими.
  3. Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится автором собственной биографии.

Комментарии к статье (1) (показать)

Статьи по программе:

Книги по программе

Возврат к списку