Программа направлена на решение основных проблем возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также на формирование коммуникативной, познавательной, личностной сфер детей.
Задачи:
Авторы программы считают, что главным для ребенка всех возрастов является сохранение и формирование психологического здоровья. На каждом возрастном этапе у ребенка возникают задачи развития и проблемы, решение которых требует помощи со стороны взрослого, особенно в дошкольном и младшем школьном возрастах. Также важной является профилактика психологического здоровья детей, осуществление которой невозможно без психологических знаний и приемов. Поэтому программа включает комплекс методик (ролевые игры, психогимнастические игры, коммуникативные игры и др.), направленных на сохранение, развитие и профилактику психологического здоровья.
Ролевые игры направлены на развитие умения быстро переходить от одной роли к другой, продуцировать новые образы, принимать любые и, даже патологические роли. Предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным, проигрывание своей роли в гротескном варианте.
Психологические игры формируют принятие своего имени, своих качеств характера, своего прошлого, настоящего, будущего, своих прав и обязанностей. Основой служат: положения социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения; Структура самосознания личности В.С. Мухиной.
Коммуникативные игры делятся на три группы: 1) игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное и невербальное «поглаживание»; 2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; 3) игры, обучающие умению сотрудничать.
Задания с использованием терапевтических метафор. Метафора, соответствующая какой-либо трудности ребенка, вынуждает его искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху. Таким образом, нахождение решения для метафорической трудности формирует «механизм самопомощи».
Эмоционально-символические методы. В основе представления К.Юнга о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию и превращение символов или образцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов, лепки способствует личностной интеграции модификация Дж. Аллана: а) групповое обсуждение различных чувств; б) направленное рисование, рисование при прослушивании терапевтических метафор
Релаксационные методы. Упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э.Джекобсона, дыхательные и визуально-кинестетические техники.
Авторы придерживаются точки зрения Дубровиной о психологическом здоровье. Психологическое здоровье – это аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а также обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Авторы считают, что психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационнный компоненты:
Гость27.10.2012 21:08:17
Отлично! Как раз то, что искала. Спасибо!