О чем разговаривают дошкольники
<p>Ступени общения: от года до шести. М.: ИНТОР, 1996.</p>
Рубрика: От 1 до 3 лет, От 3 до 7 лет
общение дошкольников, о чем разговаривают дошкольники
Общение дошкольников. Разговор трех-четырехлетних детей
– Я домик для куклы строю.
– А я кубики на стройку вожу, дж-дж-дж...
– А у меня вон какой домик вышел, смотри!
– Ну и что, твой от ветра сломается, а мой нет!
– Это моя кукла!
– А у меня сегодня новые тапочки...
Вроде бы разговор идет об игре, об игрушках. Но в каждой фразе присутствуют я и ты, твое и мое. Причем я и мой занимают большее место. И главное в каждой фразе не то, что это домик для куклы, а то, что это мой домик или моя кукла.
Большая часть высказываний дошкольников, адресованных сверстнику, так или иначе связана с собственным я ребенка. Однако это я проявляется по-разному у детей разного возраста. Для младших дошкольников (три-четыре года) я – это прежде всего то, что у меня есть или то, что я вижу.
Стремление привлечь к себе внимание сверстников, поделиться своими впечатлениями очень характерно для дошкольников вообще, но в младшем возрасте оно занимает особенно большое место.
С возрастом дети все чаще демонстрируют перед сверстником то, что они умеют делать, свои достижения и возможности.
Разговор четырех-пятилетних детей
– А я у себя порядок навожу.
– Я буквы умею писать.
– Вот что я сам сделал.
– Смотри, как надо писать.
– Надо куклу одевать вот так, как я.
Главным для ребенка становится не то, что у него есть, а то, что он умеет делать и как хорошо у него что-то получается. При этом дети любят поучать товарищей и приводить себя в пример.
Гордость за собственные достижения, стремление продемонстрировать свои умения особенно важны для детей около пяти лет, когда формируется потребность в самоуважении и когда отношение других людей к его умениям и возможностям особенно важно для ребенка.
В старшем дошкольном возрасте репертуар высказываний ребенка о себе значительно расширяется. Здесь значительно большее место занимают сообщения о себе, не связанные с тем, что делает ребенок в настоящий момент. Это рассказы о том, где он был, что видел, о своих планах на близкое и далекое будущее.
Разговор старших дошкольников
– Я с мамой в цирке был и живого медведя видел.
– А я мультик смотрел про кота Матроскина.
– Я летом в деревню поеду...
– Вырасту – буду солдатом или милиционером.
Таким образом, на протяжении дошкольного возраста сообщения ребенка о себе изменяются от "это мое" и "смотри, как я делаю" до "кем я буду" и "что я люблю".
Однако общение дошкольников не ограничивается обменом информацией о себе (хотя она и занимает значительное место). В их разговорах присутствуют самые разные темы и предметы. Дети достаточно часто обмениваются друг с другом познавательными сообщениями, которые не связаны с конкретными действиями и ситуацией. У маленьких детей эти познавательные сообщения отрывочные, короткие и тесно переплетены с практическими действиями.
Познавательное общение дошкольников
Сережа возит машинку по полу и, обгоняя своего товарища, говорит: "У меня "Волга", она быстрее всех машин ездит, у нее мотор очень сильный, она "Запорожец" запросто обгонит... А "Мерседес" еще сильнее. Мой папа разбогатеет, "Мерседес" купит..."
У старших дошкольников познавательные сообщения становятся более развернутыми. Дети довольно часто делятся друг с другом своими познаниями, причем их высказывания достаточно ярко отражают дух времени и интересы родителей. Дошкольники обсуждают самые разные проблемы: "Что такое карате", "Чем клеют обои", "Чем костюм космонавта отличается от водолазного", "Чем блендомекс отличается от хлористана", "Почему редиску в суп не кладут", "Какая "нинзя" самая хорошая", "Какие джинсы самые дорогие". Очевидно, что все эти темы достаточно далеки от реальной жизни дошкольников и могут представлять для них весьма отвлеченный интерес. Тем не менее они активно обсуждаются детьми, с возрастом занимая больше места в их общении.
Дети сообщают своим
друзьям то, что они
узнают от взрослых
|
Все эти вопросы и рассуждения
проникают в общение детей из сферы общения со взрослыми: дети повторяют "взрослые" слова, далеко не всегда понимая смысл того, что они говорят. Тем не менее дети с удовольствием сообщают друзьям то, что они слышали от своих родителей. Особенно заметно влияние взрослых на моральные суждения и оценки, которые дошкольники адресуют своим сверстникам.
Дети морализируют
– Если ты будешь драться, то тебя тоже побьют.
– Жадничать нельзя, с жадинами никто не водится.
– Нельзя ломать игрушки, они много денег стоят.
Демонстрируя сверстнику
свои познания, ребенок
самоутверждается
|
Так "учат" дети своих друзей, повторяя слова, адресованные им самим взрослыми. Таким образом, общение со взрослыми дает то новое содержание, которое выводит разговоры детей за пределы конкретной ситуации и включает в их взаимодействие широкую и пока еще малознакомую ребенку действительность. Но все эти почерпнутые от взрослых познавательные и моральные суждения приобретают в сфере общения со сверстником специфическую роль – утверждение собственного авторитета, демонстрация своих познаний.
Настоящего познавательного общения у дошкольников еще нет: они еще не стремятся получить от своего сверстника новые знания, не обращаются к нему с познавательными вопросами. Другой ребенок (в отличие от взрослого) еще не является для дошкольников источником информации. Неважно, что он знает, что может рассказать. А вот показать ему, что я знаю, – другое дело.
Гораздо интереснее сообщать новые знания и моральные сентенции самому, чем выслушивать их от приятеля.
Получается, что по своей роли познавательные высказывания детей стоят в одном ряду с сообщениями детей о себе: у меня есть, я умею, я знаю. В центре высказываний стоит я ребенка (даже если само местоимение я отсутствует); их цель – продемонстрировать себя, свои достоинства, привлечь к себе внимание другого. Все это свидетельствует о том, что детям очень важна оценка сверстника, его одобрение и даже восхищение.
А как же сам ребенок относится к своему ровеснику? Что говорит о нем?
Оказывается, в живом непосредственном общении дети достаточно часто оценивают друг друга и даже выделяют некоторые качества. Число высказываний о своем товарище значительно увеличивается от трех к шести годам. Для детей трех-четырех лет другой ребенок – в основном объект для сравнения с собой. Качества сверстника определяются достаточно категорично и однозначно.
Как дети оценивают друг друга
– Жадина ты какая-то...
– Ты драчун и хулиган.
– До чего же ты глупый, ничего не понимаешь.
– Ты мне всегда мешаешь, потому что дурак...
– Все ты неправильно делаешь, ничего не умеешь...
– Ты лентяй, а я за тебя все делаю.
Старшие дошкольники
могут объединяться
в общем деле
|
Подобного рода оценки дети часто дают друг другу на основании сиюминутных, ситуативных проявлений: не даешь игрушку - значит, жадина, делаешь не так, как мне хочется, значит, дурак. И обо всех своих недовольствах дети охотно и откровенно сообщают окружающим. Как мы видим, эти оценки очень категоричны и субъективны. Они сводятся к противопоставлению я и ты, где я заведомо лучше. Другой ребенок для младших дошкольников – это средство утвердить себя, показать свои преимущества, свои способности.
Постепенно в разговорах детей все чаще появляются высказывания, в которых я и ты как бы сливаются в мы.
"Я" и "ты" становятся "мы"!
– Смотри, что у нас получилось!
– Давай в дочки-матери играть!
– Это у нас будет стол...
– Давай мы с тобой будем солдатиками.
– Помнишь, мы эту песню пели...
Здесь уже нет взаимных оценок, зато есть общее дело, которое увлекает и которое хочется делать вместе. Эти высказывания направлены не на демонстрацию себя и не на сравнение себя и другого, а на объединение усилий для достижения общего результата. Здесь уже становится неважно, какой я и какой ты, важно, что у нас получилась интересная игра, главное, что мы были вместе. Этот поворот от я к мы, от наивного "Смотри, какой я хороший" к "Давай вместе" происходит в дошкольном возрасте и чаще всего в игре.
Общение дошкольников
Вместе с этой страницей ищут: общение дошкольников, о чем разговаривают дошкольники, общение дошкольников со сверстниками, общение дошкольников со взрослыми
(Голосов: 16, Рейтинг: 7.94)
Комментарии к статье (0) (показать)